«Менеджер вспыхнул» или «Секретарша воспламенилась» - эти колкие шутки на рабочем месте свидетельствуют о том, что эпидемия профессионального выгорания шагает по планете бодрым шагом. И, внимание, она передается коммуникативным путем! Иными словами, если при вас кто-то усиленно жалуется на неблагодарную работу, бесстыдных сотрудников и горе–клиентов, то велика вероятность, что вы также возненавидите свою работу, свои обязанности и свое окружение. Что такое «синдром профессионального выгорания», как его выявить и как с ним бороться – выясняли «Женские страсти».
Психиатры почувствовали запах горящей проводки
История гласит, что первыми забили в набат психиатры. Это было в 70-80-х годах прошлого столетия. Психиатры стали замечать, что слишком переживают из-за болезней своих пациентов (позже к ним присоединились другие врачи), постоянно испытывают чувство вины (если болезнь прогрессирует), или наоборот бурно радуются, если недуг отступает.
Это приводило к чрезмерной усталости, ощущению «выжатого лимона», а также к физическому истощению. Времени и сил на личную жизнь не оставалось, все полностью поглощала работа. Тогда синдром эмоционального выгорания был списан как чисто врачебный «побочный» эффект.
Несколькими годами позже, в 1984 году, на одном из американских курортов случилось событие, которое изменило общепринятое мнение относительно синдрома. Так, за короткий период времени на курорте распространилась странная болезнь, симптомы которой совпадали с описанными психиатрами.
В частности, люди жаловались на усталость, бессонницу, упадок сил, боли во всем теле и вялость. И, что примечательно, все они были представителями совершенно разных профессий. У них, как ярко выразился один из исследователей, «горела психологическая проводка».
Время шло, жертв профессионального выгорания становилось все больше (в одних США говорят, более 5 млн. работоспособных человек), вместе с тем увеличивалось количество информации о данном весьма необычном состоянии.
Как оказалось, больше всего «огоньков» среди работников творческих специальностей, а также среди тех, кто по долгу службы постоянно общается с людьми и бывает на виду. К ним относятся врачи, журналисты, психологи, менеджеры, секретари, учителя и…уффф, большущий список, всех и не перечислишь.
Даже программисты (казалось бы совсем «необщительная» профессия) подвержены выгоранию. Не говоря уже о наших с вами… начальниках. Да-да, эти монстры, которые могут урезать зарплаты, распоряжаться вашим рабочим временем как заблагорассудится (принеси – подай – уйди - не мешай) и вообще, вмешиваться в вашу личную жизнь и забирать самое святое – выходные, они также «выгорают». Причем, делают это быстро и ярко, как «бенгальские огоньки» - раз, и нет их.
Однако радость от созерцания «пылающего» шефа – вещь малоприятная, если вы «горите» вместе с ним. Как проверить себя на «горючесть» (а заодно и шефа)? Легко!