Главная страница --> Психика
МУЖ .. | Музыка и сон .. | Нарушение режима сна .. | Настройся на позитив и живи долго! .. | Наука сна .. |
Конструктивная психология
Современная славянская духовность находится в состоянии оформления. Она перерабатывает и почвенные, и посторонние духовные формы, но не сводится ни к одной из них.
Так, если говорить о славянской духовной "почве", то современную славянскую духовность невозможно редуцировать ни к дохристианскому ведическому православию, ни к христианству, ни к марксизму, ни к позитивизму. Тем более абсурдны попытки свести современную славянскую духовность к какому-либо из "посторонних" метафизических или эзотерических учений, множеством которых теперь так увлекаются славяне. По-видимому, имеет смысл говорить о самобытных религиозных, философских, научных, художественных и синтетических формах славянской духовности, рождающихся в наше время. Судя по разнообразию этих форм, современная славянская духовность полиморфна. Конструктивная психология представляет собой одну из синтетических форм современной славянской духовности, возникшую на стыке искусства, философии и науки. Если рассматривать конструктивную психологию в пространстве научной психологии, то она, согласно науковедческим представлениям, является третьей, завершающей стадией развития психологии, вслед за объяснительной и описательной стадиями. В рамках научной парадигмы конструктивную психологию можно определить как науку о сущности, ценности и способах развития психики. Продуктом конструктивной психологии являются психотехнологии, содействующие интеграции, развитию и осуществлению возможностей самосознающей психики, понимаемой как целостное, метасистемное качество системы "человек-мир". Поскольку в задачу конструктивной психологии входит проектирование картин мира, ценностных ориентации, способов деятельности и жизнедеятельности, становится понятным ее философско-психологический, а не чисто психологический характер. Если рассматривать конструктивную психологию в пространстве истории психологии, то она является методологическим синтезом четырех типов эмпирического и теоретического психологического знания, сложившегося исторически: эзотерической психологии, житейской психологии, психиатрии и научной психологии. Эти специализированные типы психологического знания обслуживают основные бытийные процессы человека - процессы развития, функционирования и восстановления, а также логической формализации эмпирико-интуитивного знания. Конструктивная психология, таким образом, представляет собой пятый тип психологического знания - синтетический. Для сохранения "связи времен" и удобства использования предлагаемого способа организации психологического знания я сохранил в определении конструктивной психологии его историческую специализацию. Субординационная структура конструктивной психологии построена мною как эволюционная спираль, где каждый последующий уровень диалектически снимает предыдущий. Каждый уровень, в свою очередь, может быть структурирован по вертикали и горизонтали, и потому конструктивная психология является многоуровневой спектральной психологией. Верхний теоретико-технологический уровень конструктивной психологии занимает психология интегрального развития человека. Ее эмпирический аналог - эзотерическая психология, инвариантом которой, как показывает анализ, является йога. Средний уровень занимает психология оптимального функционирования, эмпирическим аналогом которой является общеизвестная житейская психология. Нижний уровень конструктивной психологии занимает психология эффективного восстановления; ее эмпирический аналог - психиатрия в широком смысле.
Необходимость в конструктивной психологии имеется потому, что в существующих условиях эзотерическая психология, в том числе и йога, нередко ведет не к интегральному развитию, а к искусственному психозу; житейская психология, что очевидно, уже не обеспечивает оптимального функционирования, а реальная психиатрия - эффективного восстановления. Это связано, прежде всего, со слабой интеграцией указанных типов психологического знания, вследствие чего влияние эзотерической психологии, житейской психологии и психиатрии на целостный процесс жизнедеятельности человека оказывается недостаточно адекватным и даже деформирующим. Что касается научной психологии, то она, в силу исторической молодости и теоретической ориентации, не обладает пока достаточным психотехнологическим арсеналом и ее основная задача в настоящем сводится к экспериментальному освоению, теоретической адекватизации и системной трансформации предшествующего 53 психологического знания. В новой методологической ситуации (с возникновением конструктивной психологии) эзотерическая психология, житейская психология, психиатрия и научная психология становятся разновидностями деструктивной психологии по отношению к человеку в той степени, в которой они противостоят процессу взаимной ассимиляции. Становление и развитие конструктивной психологии как высокой культуротворческой дисциплины, формирующей общепринятую планетарную психокультуру будущего, связано с переосмыслением великих психических культур. В этом контексте предмет и задачу конструктивной психологии можно определить как изучение, создание и применение психических культур. В такой постановке она является принципиально новым направлением психологической теории и практики. Однако, в силу исторических обстоятельств те или иные уровни оказывались более значимыми, ведущими, и по этому признаку - ведущему структурному уровню - психические культуры существенно различны. Как показывает психокультурологический анализ, уровню психологии интегрального развития наиболее соответствует арийская (индоевропейская) психическая культура, уровню психологии оптимального функционирования - семитская (аравийская) психическая культура, а уровню психологии эффективного восстановления - туранская (дальневосточная) психическая культура. Для арийской психической культуры характерен культ свободы, а ее идеалом является самодетерминирующийся, творческий человек. Для семитской психической культуры характерен культ необходимости, а ее идеалом является следующий закону, правильный человек. Для туранской психической культуры характерен культ случайности, а ее идеалом является следующий
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Кошкотерапия
Мурки способны лечить некоторые человеческие болезни. На Как правильно проводить сеансы «кошкотерапии».
Вот некоторые из упражнений: Упражнение 1. Уткнитесь в свою кошку лбом и замрите в таком положении на 5 минут. Это нормализует давление, снимает стресс и головную боль, помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях.
Упражнение 2. На несколько минут положите кошку .. читать далее
Космонавты найдут 25-й час в сутках
С помощью специальной светотерапии, ученым удалось совершенно безболезненно перестроить организм человека на 25-часовой день.
Разработка программ, позволяющих человеку перестроить свои биологические ритмы ведется с целью адаптации астронавтов к условиям перелетов на Марс, где сутки длятся на 40 минут больше, чем земные.
Международная группа исследователей из Франции и США смо .. читать далее
Креативные способности
Хотите построить карьеру? Или мечтаете открыть свое дело? Это зависит от многих факторов. В том числе и от творческих креативных способностей человека. Попробуем посмотреть на свои творческие способности по-новому.
Конечно, можно утвердиться в роли птенчика, который ждет, когда прилетит мама и накормит, защитит. Но можно выбрать роль обезьянки, которая стремится действовать. Ваш выбор .. читать далее
Курортный развод
Еще недавно считалось, что курортные романы наносят невосполнимый ущерб семейным отношениям. Жены опасались отпускать мужей в отпуск, мужья "сюрпризом" приезжали на курорты к своим супругам, чтобы "застукать" их с поличным... На самом деле печальные последствия таких романов несколько преувеличены, по крайней мере они редко приводят к разводам. Гораздо опаснее для брака отпуск, проведенн .. читать далее
|