Как избавиться от страхов
Моей дочке 10 лет. Не так давно мы переехали на новую квартиру. С первого сентября она пойдет в новую школу. Она очень тревожная, мнительная, переживает из-за оценок, контрольных и пр. Скажите, что мне делать, чтобы дочка не боялась?
Инна Б., Мытищи
ФУНКЦИЯ страха — защитить от излишнего риска, увести от опасности. Воспитывать ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство, — не лучшая перспектива. В этом смысле боязливый ребенок причиняет родителям гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом, мешающим ребенку жить, размыта. Страхи могут разъедать душу и вызывать различные расстройства: тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, замкнутость. Для того чтобы лучше понимать тревоги своего ребенка, необходимо знать возрастную динамику страхов. Первые осознанные страхи (боязнь животных) наблюдаются уже после 2–3 лет. Примерно с 4 лет возникает боязнь перед сказочными существами. Развитие самостоятельности и фантазии от 3 до 5 лет порождает воображаемые страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства. Детская фантазия населяет темноту монстрами, вампирами и другими страшными чудовищами. В 5–7 лет появляются страхи потусторонних сил. Это возраст, максимально насыщенный страхами. Ведущий из них — страх смерти, особенно у чувствительных и впечатлительных детей. В школьном возрасте появляются свои страхи, это может быть страх посещения школы, страх диктантов, боязнь учителей, оценок, замечаний. Страхам наиболее подвержены чересчур опекаемые дети. Мир представляется им грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый их шаг? Как правило, такие родители сами тревожны, и страхи «передаются по наследству». Если страхи повторяются, обратитесь к специалисту.
Если все время призывать ребенка к осторожности, непрестанно напоминать о том, что он может причинить себе боль или заболеть, малыш начнет ощущать неотвратимость опасности, которая исходит от окружающего мира, и станет многого бояться.
Запугивания, угрозы, наказания — это не только самая «страшная», но и самая вредная для психики ребенка модель воспитания, так как рождает самый глубокий страх — страх потери любви родителей, который, в свою очередь, может быть причиной других страхов и разного рода проблем поведения.
Вот несколько советов для тех родителей, чьи дети часто испытывают беспричинные страхи:
• Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
• Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
• Насыщайте жизнь ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно».
• Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
• Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может возвращаться к своим переживаниям.
• Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
От страха можно избавиться с помощью рисунка. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Пусть дочь нарисует свой страх. А после этого обязательно обсудите получившуюся картинку.