Мюссе, Свифт, Руссо, Шрпенгауэр, Гейне, Мендельсон, Батюшков, Ван Гог – все эти великие люди страдали различными психическими расстройствами и заболеваниями. Причем, список можно продолжать и продолжать. Неужели, для того, чтобы стать гением, нужно обязательно сойти с ума?
«Специальные комплексные многолетние исследования в развитых странах Европы и Америки показали, - рассказывает кандидат медицинских наук, психоаналитик Александр Алтунин, - что одаренность встречается в соотношении 1:4000. То есть, всего 25 человек на 100 тысяч, а гении рождаются в соотношении 1:10 000 000. За последние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев.
Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из прошедших 20 столетий. А ведь процент психически больных людей неуклонно растет. Только за последние 30 лет в 6-8 раз.
Люди, далекие от психиатрии, часто считают, что шизофрения – это особый вид таланта. На самом деле, в понятие шизофрения укладываются явления, которые по своей сути имеют лишь частичное внешнее сходство с одаренностью, и глубокие качественные различия.
Так, при вялотекущей шизофрении человек может сохранять трудоспособность и быть даже более продуктивным по сравнению со своими здоровыми коллегами. Но возможны и такие формы болезни, когда уже к двадцати годам от интеллекта человека остаются жалкие развалины.
Но почему талант и шизофрения так часто оказываются соседями в жизни? Причин много. Предрасположенность к шизофрении есть у каждого второго человека. Разовьется ли болезнь зависит от устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического, физиологического, социального). При этом, чем выше интеллект и тоньше душевная организация человека, тем выше у него шанс, что защита под напором внешних обстоятельств не справится, и придет болезнь.
Повышенная впечатлительность, чрезмерная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понять его устремления часто создают очень высокую нагрузку на нервную систему одаренного человека, заставляя ее работать в аварийном режиме.
В результате, перегрузки приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, тем более, что для вызывания вдохновения многие талантливые люди используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер)».
Гофман говорил: «Я воспроизвожу то, что кто-то подсказывает мне со стороны». Ламартин признавался: «Не сам я думаю, но мои мысли думают за меня». Талантливый человек – это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая нам даже не видна.
«Талантливый человек, - продолжает А.Алтунин, - действует строго обдуманно. Он знает, как и почему пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно, поскольку всякая творческая деятельность, в основном, бессознательна.
Да, известны случаи, когда в результате какого-то заболевания у человека открывались скрытые способности, в том числе поэтические и художественные. Так Гратри, плохой певец, сделался знаменитым актером после сильного ушиба головы бревном.
Но ни один талант или гений не стал гениальным после возникновения у него психической болезни. Они были талантливы от рождения, а заболевание, которое, как правило, приходило позже, только разрушало их дар. Многие теряли не только интерес к своим увлечениям, но и уже имеющиеся художественные, литературные или музыкальные навыки».
Андрей Беляков