Киев, Июнь 05 (Новый Регион, Антон Подлуцкий) – Правовое поле Украины за последние два месяца превратилось в настоящий сумасшедший дом, где каждый считает себя вправе трактовать законы в духе тестов Роршаха: «А что вы видите в этих буквах? Норму или сомнительный тезис? А может, вообще ничего не видите? Ну, тогда, батенька, вам к окулисту». Об этом пишет политический обозреватель Антон Подлуцкий специально для РИА «Новый Регион».
Третий указ президента Виктора Ющенко о роспуске парламента, вышедший сегодня в свет, – не просто не правовой. Он даже не поддается элементарному логическому анализу.
Ссылаясь на договоренность со спикером Рады Александром Морозом и премьером Виктором Януковичем, Ющенко утверждает в своей бумаге, что, после сложения полномочий нардепов от «Нашей Украины» и Блока Юлии Тимошенко (на съездах этих блоков 3 июня), парламент перестал быть легитимным. На самом деле, норма украинской Конституции гласит, что Верховная Рада нелегитимна в случае избрания менее двух третей от своего конституционного состава – 300 из 450. И ни в одном законе не сказано, что, если более трети депутатов откажутся от своих полномочий, Рада перестает быть легитимной.
Расчет на ночную договоренность с Морозом и Януковичем, которую питает Ющенко, –– смешон. Президенту Украины следовало бы напомнить, в каком месте оказался «универсал национального единства», после подписания которого в августе прошлого года Виктор Федорович сел в кресло главы правительства.
Дальше – больше. Положение Конституции Украины гласит однозначно: внеочередные парламентские выборы проводятся в срок, не более 60 дней со дня роспуска Верховной Рады.
Читаем указ №3: «назначить выборы на 30 сентября». А теперь берем калькулятор – завтра нужно будет посмотреть в Секретариате Президента, когда там будет день открытых дверей, есть ли у чиновников Виктора Андреевича калькуляторы, – и считаем. Выходит, что между 3 июня (днем, в который, по мнению главы государства, Рада прекратила полномочия) и 30 сентября, на которое назначены выборы, – выходит 119 дней, а не 60! Президент сознательно плюнул на Конституцию, гарантом которой является, или подмахнул указ спросонья?
А теперь зададим простой вопрос: будут ли парламент и Кабмин подчиняться указу, который и по духу, и по букве нелегитимен? И какое мнение может принять по нему Конституционный суд, который, кстати, благодаря все тому же Ющенко, совершенно парализован? Ответы ясны – подчиняться никто не будет, а указ будет признан неконституционным.
Я не считаю, что в сложившейся ситуации правы «Янукович, Мороз сотоварищи». Их действия, направленные на скупку 300 парламентариев с целью переформатирования страны под себя, стали катализатором, который вызвал демона президентского указотворчества. Но у Ющенко оставались реальные рычаги влияния на ситуацию. Та же статья 90 Конституции позволяет ему безболезненно распустись парламент с циничным напоминанием: «А помните вы в прошлом году сроки с формированием коалиции и Кабмина «продинамили»? Вот и идите на перевыборы». Но президент этого не сделал.
У Ющенко все еще остается шанс собрать за одним столом реальных игроков украинской политики – олигархов – и попытаться вместе с ними выработать общие правила игры. Но Виктор Андреевич предпочитает кататься по засушливым областям, будто одно его явление вызовет дождь.
В конце концов, Ющенко может обратиться за помощью к Западу, где у него еще сохраняются останки былой постреволюционной славы. Но, как говорится, мы тут сами с усами.
Вот и остается Виктору Андреевичу на потеху всей стране плодить указы, шаманить над которыми впоследствии будут не юристы, не историки, не политологи, а психоаналитики.