Москва, Сентябрь 11 (Новый Регион, Мария Литвиненко) – Для адаптации к школе первокласснику необходимы никак не меньше 1,5 месяцев. Об этом сегодня на пресс-конференции заявила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
По ее словам, первые две-три недели обучение в школе для ребенка – это период острой адаптации, причем не только на психологическом уровне, но и на физиологическом. «Тридцать лет назад наш институт проводил исследование с применением аппаратуры, которую нам предоставили учреждения по подготовке космонавтов, – рассказывает Безруких. – Они показали, что по степени напряжение состояние первоклассника в первые дни учебы близко к состоянию космонавта в невесомости, то есть это состояние экстренных нагрузок».
Далее следует этап более устойчивой адаптации, он длится до полутора месяцев. К ребенку нужно относиться терпимее в первые месяцы учебы. «Не нужно записывать их сразу во все кружки, школы дополнительного образования и секции, – предостерегает эксперт. – Родителям стоит потерпеть с дополнительными занятиями».
Следующий сложный этап для школьника, по словам Марьяны Безруких, это середина декабря. «К сожалению, на этот период в образовательных учреждениях, как правило, выпадают контрольные работы, а хорошо бы было начинать уже рождественские каникулы, способность детей к познаниям в это время гораздо ниже».
Еще один сложный месяц – февраль. Слишком сильные нагрузки в этот период, нередко приводят даже к обострению заболеваний, говорит директор Института возрастной физиологии. Она также отметила, что эти сложные этапы в обучении характерны не только для первоклассников, но и для учеников всех классов.
По словам Марьяны Безруких, взаимоотношения с учебой у детей осложняет как сама школа, так и родители. Существует целый набор типичных ошибок, которые мешают впоследствии детям адаптироваться к обучению. В их числе – настрой у родителей только на успех. «Многие заранее уверены, что их ребенок готов к школе и у него все будет супер, а потом к середине года выясняется, что у большинства первоклассников есть проблемы с учебой, – говорит директор Института возрастной физиологии, – зачастую от детей требуют слишком многого, без учета их индивидуальных способностей, притом что в каждом классе например, от 15 до 20 % детей медлительны, и примерно столько же – гиперактивны».
Еще одна ошибка – это стремление родителей реализовать свои нереализованные амбиции в своих детях. Они едва ли не с 2-летнего возраста записывают своих чад и в «драмкружок, кружок по фото, а нам еще и петь охота». По словам Марьяны Безруких, исследование биографий великих людей показало, что у большинства из них повышенные способности в той или иной сфере проявились в возрасте 9-12 лет. У нынешних детей, по мнению эксперта, практически не остается времени ни подумать, ни поразмыслить.
«Частая ошибка – это наше требование от ребенка все делать быстро, – говорит Марьяна Безруких. – А ведь далеко не всегда дети могут это сделать, период наиболее эффективной деятельности у детей длится 5-7 минут, потом она идет на спад. До многих видов деятельности малыш просто должен дорасти».
По словам директора Института возрастной физиологии, достаточно жесткой является и сама система образования в России. Она близка по своему типу к французской и немецкой: с интенсивной работой, повышенными требованиями к ученику и т.п. А по объему домашних нагрузок российская школа вообще очень невыгодно отличается от образовательных учреждений других стран. Реформы в системе образования, хотя и идут постоянно, но затрагивают в основном содержание, а не технологии преподавания или методики. «Воздействовать в этом вопросе на министерство образования очень сложно, там очень сильно педагогическое лобби», – говорит эксперт. При этом как таковых педагогов в российских вузах по ее мнению не готовят, даже выпускники пединститутов – это скорее специалисты по конкретному предмету, а не педагоги.