Казалось бы: что особенного в словах этой песни? Но почему-то именно она осталась в памяти, выхваченная из множества других тех далеких детских лет... С возрастом мы учимся многому не придавать значения, а свою невнимательность по отношению к собственным детям оправдываем занятостью или усталостью: разве могут их маленькие заботы сравниться с нашими? Но, возможно, если бы в общении с любимым чадом мы не ограничивались стандартными фразами: "Как дела?", "Ты поел?" или вовсе: "Мне не до тебя!", многих проблем в отношениях между родителями и их повзрослевшими наследниками удалось избежать.
"НАТАЛИ" МАЙ 2007
Далекие близкие
"Мой папа не любит, когда я мешаю ему читать газеты. Но я об этом всегда забываю, потому что мне очень хочется с ним поговорить. Ведь он же мой единственный отец! Мне всегда хочется с ним поговорить".
Виктор Драгунский. Денискины рассказы
"Жизнь проходит мимо!" - сакраментально восклицаем мы, борясь с офисными цейтнотом и решая бесконечные производственные вопросы. Тем не менее всегда находим час-полтора, чтобы поболтать по телефону с подругой - неудобно ей объяснять, что у тебя есть и другие заботы. Или прочесть перед сном несколько страниц захватывающего романа - пресловутый родительский долг выполнен: ребенок сыт, одет, занят компьютером, вникая в суть только что купленной игры. Единственное, что теперь требуется от него, - чтобы не донимал своими проблемами. Знакома вам такая картина?
Аналогичная ситуация сложилась во вполне благополучной семье моей подруги Лены, которая всегда считала себя примерной матерью. Проблема вышла на поверхность, как всегда, неожиданно. Дело в том, что ее обычно веселая и общительная десятилетняя дочь вдруг стала замкнутой и раздражительной, появились сложности в общении с одноклассниками. Чтобы грамотно выйти из ситуации, она обратилась за помощью к психологу, которая предложила девочке несложный тест - нарисовать свою семью.
"Знаешь, что изобразила Машка? - делилась со мной подруга. - "Мы с мужем держались за руки, а она стояла в стороне. Одна… Конечно, у меня не всегда находилось время, чтобы поговорить с ней о школьных делах и, тем более, поиграть, но ведь Машка всегда уверяла, что у нее все в порядке. Может быть, я просто не пыталась узнать, что именно стоит за этими словами?.. В тот вечер, вопреки привычной процедуре укладывания в постель, я не ограничилась пожеланием доброй ночи и хороших снов. Наверное, впервые с тех пор, как качала свою малышку на руках под колыбельную, заставила себя никуда не спешить. В конце концов, наряд к следующему рабочему дню можно подготовить и утром, а любимый фильм посмотреть как-нибудь потом. Или вообще не смотреть", - грустно заключила она.
Я подумала, как важно не сводить круг нашего общения с ребенком к бытовым вопросам. Ведь это только тамагочи требуют лишь создания условий для поддержания их жизнедеятельности, а человеку, пусть даже еще не очень взрослому, необходимо постоянно чувствовать, что его хотят услышать, а не только накормить и заставить выучить уроки.
С тех пор Елена взяла за правило: каждый вечер Маша рассказывает ей, как она провела день, о чем говорила учительница, с кем играла или что подарил класс имениннику. Ведь главное в такой беседе - постараться узнать подробности. Конечно, это удалось далеко не сразу: поначалу разговор по душам проходил по принципу "вопрос - ответ", зачастую односложный. Зато теперь благодаря страстному желанию родителей наладить контакт с ребенком и их бережному отношению такие беседы в детской вошли в привычку. А Машка сама спешит поделиться последними новостями, рассказывая о событиях прошедшего дня. Да и к маминым советам стала прислушиваться: ведь назидательный тон, который мы, как правило, принимаем в разговоре с детьми, Лена изменила на дружеский. Кроме того, старается посвящать дочку в свои дела, советуясь с ней там, где это возможно. И главное - учитывает ее мнение или пытается найти разумный компромисс. Потому что любая неискренность по отношению к ребенку, как бы тщательно она, на наш взгляд, ни была замаскирована, не пройдет незамеченной. И восстановить утраченное доверие, а заодно и свой авторитет потом будет очень непросто.
Вечерние посиделки в семье подруги неожиданно сослужили им еще одну добрую службу: подготовка ко сну, которая всегда воспринимается детьми как наказание, вскоре стала ассоциироваться с радостным общением. Ведь именно в это время можно поговорить с мамой обо всем на свете. Тем более что темы для разговоров теперь появляются сами собой, не требуя мучительных усилий.
Согласно статистике, средняя продолжительность общения родителей с детьми детсадовского возраста - примерно 18 минут в день, в неделю, соответственно, 126 минут. У современной мамы уходит на беседы с детьми школьного возраста около получаса в день, папа же посвящает этому занятию гораздо меньше времени.
Слушать - не значит услышать
- А ты думаешь, что цветы...
- Да нет же! Ничего я не думаю! Я ответил тебе первое, что пришло в голову. Ты видишь, я занят серьезным делом.
Он посмотрел на меня в изумлении:
- Серьезным делом?!..
Ты говоришь, как взрослые! - сказал он.
Мне стало совестно. А он беспощадно прибавил:
- Все ты путаешь... ничего не понимаешь!
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Самое распространенное заблуждение взрослых состоит в том, что они очень хорошо знают своего ребенка. Однако ученые убеждены: каждый из нас воспринимает мир своим уникальным способом и переживает каждое событие по-своему - это как разговор на разных языках. И необходимо приложить все усилия, чтобы в один прекрасный день не оказалось: люди, не понимающие друг друга, - вы и ваш собственный ребенок.
Так случилось в семье одной моей знакомой, назовем ее Ириной, мама которой всегда считала, что разносторонне развивать дочь - ее святая обязанность. Именно поэтому застать Иру дома было практически невозможно: каждый день был расписан по часам: театр, музей, лекции по психологии, курсы английского, танцы… Кроме того, девушка обладала недюжинными способностями к языкам. Так что по окончании школы ее, как считали родители, ждал лучший вуз и головокружительная карьера в какой-нибудь иностранной фирме… Единственное, чего не учла старательная мама, - мнение дочери. Просто за обсуждением тем о высоком и прекрасном она напрочь забывала поинтересоваться, что думает по этому поводу дочь. Институт Ира действительно окончила на отлично. Правда, получив диплом, отправилась не в престижную фирму и даже не в путешествие по экзотическим странам (чтобы отметить событие), а в забытый Богом Минусинск за новоявленным пророком. На вопрос "Почему?" отвечала просто: "Он, говорят, готов выслушать каждого, да и нет там городской суеты…" Ведь любая попытка Иры поделиться с матерью тем, что ее волнует, заканчивалась упреками в нерадивости и горькими слезами в подушку. Со временем страх не соответствовать представлению старших об идеале и уверенность, что ее проблемы все равно никому не нужны, сделали свое дело. Случайный знакомый стал для девушки первым человеком, который всегда готов выслушать, поддержать, посоветовать. С тех пор, как она уехала искать понимания в далекий северный край, променяв столичное благополучие на сомнительный рай в шалаше, прошло много лет. Встретившись с ней однажды на улице, не узнала: из холеной красавицы она превратилась в самую обычную женщину. Разочаровавшись в кумире, Ирина вернулась домой. Правда, уже не одна: за руку она держала девочку, как две капли воды похожую на нее - ту, с которой мы играли когда-то в куклы и мечтали о будущей счастливой взрослой жизни. Отличало их, пожалуй, лишь одно: не было во взгляде малышки подавленности и тоски, которые, при всем внешнем благополучии, навсегда поселились в глазах ее матери. "Теперь я знаю, что счастье - это когда тебя понимают. Так говорил один из героев в старом фильме, который мы любили смотреть в юности. Жаль только, что для этого пришлось очень далеко ходить. Зато теперь я постараюсь сделать все возможное, чтобы моя дочь чувствовала во мне самого близкого друга", - сказала она на прощание. А я, глядя, как удаляются две фигурки, - большая и маленькая, о чем-то оживленно беседуя, - не сомневалась: все в их жизни будет хорошо. Ведь у мамы и дочки есть главное: любовь и искренний интерес друг к другу.
Вероятно, тема непростых отношений между взрослыми и детьми стара как мир, и вопрос взаимопонимания не скоро перестанет волновать человечество. Тем не менее наука о воспитании никогда не даст единственно верного рецепта, который позволит раз и навсегда решить все проблемы. И останется вечно несовершенной хотя бы потому, что идеальных детей не удалось воспитать еще никому, так же, как не родились еще идеальные родители.
"Я взял его на руки и стал баюкать. Я говорил ему: "Цветку, который ты любишь, ничто не грозит... Я нарисую твоему барашку намордник... Нарисую для твоего цветка броню... Я..." Я плохо понимал, что говорил. Я чувствовал себя ужасно неловким и неуклюжим. Я не знал, как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня... Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез", - написал почти семь десятилетий назад Антуан де Сент-Экзюпери. С тех пор в этой стране детства ничего не изменилось, и наши маленькие взрослые все так же хотят внимания, ласки и душевного тепла, искренне полагая, что имеют на это полное право.
Мамина школа
Возьмите за правило в течение дня хотя бы полчаса посвящать общению с ребенком. Cпециально отведите для этого время, когда вы будете принадлежать только ему, не отвлекаясь на другие дела. В такие моменты для вас на первом месте должны быть именно его заботы, печали и радости.
Искренне интересуйтесь жизнью сына или дочери. Старайтесь понять, о чем они думают, что чувствуют, о чем переживают. Расспрашивая о прошедшем дне, не ограничивайтесь вопросами об оценках и поведении: кроме них есть множество других тем.
Чтобы разговорить ребенка, задавайте "развернутые" вопросы. Если спросите: "Как прошла экскурсия?", то, скорее всего, услышите односложное: "Хорошо". А рассказ о том, что нового он там узнал, окажется гораздо содержательней. Более разговорчивому предложите рассказать обо всем по порядку, чтобы он не запутался в событиях и фактах.
Предметом для разговора может стать что угодно: прочитанная книга, новый фильм, ваши воспоминания... Расскажите сыну или дочке, что волновало вас в их возрасте, дайте понять: мама и папа не родились на свет сразу строгими и серьезными.
Ваша связь не должна быть односторонней. Постарайтесь совместно с ним решать не только его проблемы, но и свои, расскажите о том, что вас волнует. Поделитесь своими планами, спросите о его мнении.
В общении избегайте категорической формы: "Если ты не сделаешь, то…" Менторский тон не располагает к доверительным отношениям, а само условие может оказаться невыполнимым по вполне объективным причинам.
Нельзя относиться к детям авторитарно. Не стоит говорить: "Будешь делать то, что я скажу, потому что ты от меня зависишь!". Ребенку необходимо чувствовать, что он любим невзирая на то, что с ним происходит.
Не перебивайте: отрицательная эмоция может закрепиться, и вы как собеседник надолго потеряете доверие. Кроме того, ребенок не всегда может вернуться к своей мысли, и вы рискуете не услышать главного.
Постарайтесь не делать вид, будто вы никуда не торопитесь, а искренне заинтересоваться беседой. Ребенок, почувствовав спешку, будет говорить быстро и, как результат, сбивчиво, что со временем может войти в привычку.
Сохраните в секрете все, что вам расскажет ребенок. Ни в коем случае не обсуждайте при нем с другими его тайну: это навсегда лишит вас доверия.
Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие. Даже если они не связаны с состоянием его здоровья, возможно, таким образом дети пытаются привлечь внимание: что, как не внезапная болезнь чада, может заставить маму забыть о своих делах…
Помните: общаясь с детьми, вы помогаете им развиваться - их речь становится более образной и лексически богатой.
P. S. Пусть вас не смущают первые результаты, которые принесет эта непростая работа. Когда я, столкнувшись с подобной ситуацией, стала с неподдельным вниманием расспрашивать свою одиннадцатилетнюю дочь о том, что она думает по тому или иному поводу, ребенок удивленно спросил: "Мама, ты что, новый тест прочитала?" Зато теперь общение превратилось в увлекательную игру, которая делает жизнь прекрасной.
Ольга ЯНКОВАЯ