Camera silens - неплохое средство для экспериментов над людьми. Оно позволяет лишить человека практически всех ощущений и изолировать его от любых связей с окружающим миром. Такой опыт крайне травматичен, поэтому от этих изысканий решили отказаться. Прошли десятилетия, и эту камеру вновь стали использовать в наши дни.
В 1970 году два немецких психиатра - Ян Гросс и Петер Кемпе решили провести небольшой, но очень важный эксперимент. Их проект был реализован на базе клиники в Эппендорфе при университете Гамбурга.
Эту разработку назвали Camera silens. Название можно перевести с латыни как "Беззвучная комната" или "Беззвучная камера". Она действительно "глухонемая": звукопоглощающий материал на стенах, полу, потолке изолирует все звуки, которые могут доноситься в помещение снаружи.
Конфигурация поверхности представляет собой множество призм, которые максимально поглощают акустические колебания, которые могут возникнуть внутри. Из-за этого в комнате - как и как и на радиостанциях или в студиях аудиозаписи - практически нет эха. Кричать здесь можно хоть изо всех сил, но это будет то же самое, что голосить в пустоту.
Гросс и Кемпе стали проводить эксперименты, помещая испытуемых (участвовали как больные, так и здоровые люди) внутрь этого помещения. Цель опытов - "исследование социальной изоляции и сенсорной депривации".
Чем дольше человек остаётся внутри такой комнаты, тем сильнее воздействие изоляции на его психику. Итогом очень долгого нахождения в таком помещении, как правило, становятся различные искажения восприятия, приводящие, в конечном счёте, к галлюцинациям и прочим малоприятным эффектам.
Более того, эти условия подрывают не только психологически, но и физически, ведь психологические нарушения "расстраивают" также и вегетативную систему. Теоретически, "Комната" - идеальное средство для пыток, не оставляющих следов.
В экспериментах Гросса и Кемпе ничего страшного, однако, не было - опыты были непродолжительными и могли быть прерваны в любой момент по желанию испытуемого. Тем не менее, резонанс, который вызвала в обществе "Бесшумная комната", оказался довольно шумным. После многочисленных дискуссий, в ходе которых обсуждались упомянутые выше побочные эффекты, в 1973 году эксперименты пришлось приостановить.
На этот раз "Камерой" заинтересовались Олаф Арндт и Роб Монен и сконструировали её заново.
Camera silens для них представляет интерес, но вовсе не медицинский и, пожалуй, даже не вполне художественный. В "Беззвучную камеру" может войти любой посетитель выставки и получить от этой инсталляции некий эстетический эффект. Однако она затрагивает множество не только искусствоведческих, но и социальных проблем.
Одна из них состоит в том, что абсолютная изоляция приводит к потере самоуправления, поэтому предоставляет возможность полного контроля над человеческим сознанием. В "Камере" окружающее пространство начинает доминировать над человеком. Внутри неё он перестаёт быть субъектом, способным действовать самостоятельно, превращаясь всего лишь в объект, которым можно манипулировать как угодно.
Возможность управления человеческим сознанием - это, безусловно, одна из актуальных проблем. Однако, как ни парадоксально, "Камера" даёт повод и для размышлений об одном положительном моменте.
Этот позитивный эффект связан защитой от сенсорной перенасыщенности нашего мира, в котором практически некуда деться от гнёта аудио и видеоинформации. Прибежищем и оказывается "Беззвучная комната". Она становится не просто средством изоляции, но и выступает в роли "антихранилища" информации, местом, где человек может прислушаться к самому себе.