В Австралии принят новый законодательный акт «National Health Amendment (Pharmaceutical Benefits Scheme) Bill 2007», в соответствии с которым вносятся поправки в документ «National Health Act» (1953). Согласно новому закону изменяется система ценообразования на препараты, которые включены в схему субсидирования приобретения рецептурных лекарственных средств (Pharmaceutical Benefits Scheme — PBS).
В соответствии с новым законом предполагается введение двух формуляров — в первый (F1) будут включены моноисточниковые препараты, во второй (F2) — многоисточниковые, взаимозаменяемые; в F1 будут представлены в основном оригинальные препараты, в F2 — преимущественно генерики.
На данный момент в одном формуляре находятся брэндированные и генерические препараты. Тони Эбботт (Tony Abbott), министр здравоохранения Австралии, аргументировал необходимость введения 2 формуляров тем, что при существующей ситуации практически невозможно добиться снижения цен на многоисточниковые препараты (генерики), не затронув при этом средств, для которых не существует генерической замены. Согласно принятому закону с 1 августа 2008 г. снизятся цены на препараты из F2. Цены многоисточниковых препаратов, которые не испытывают выраженной взаимной конкуренции (количество взаимозаменяемых многоисточниковых препаратов в формуляре невелико) (группа F2A), будут снижаться на 2% в год в течение 3 лет; если же конкуренция значительна (группа F2Т) — произойдет единоразовое снижение цены на 25%. При переходе препарата из формуляра F1 в F2 его цена будет снижена на 12,5%. Точно такое же снижение цены будет применяться в отношении каждого генерика при включении его в формуляр, где уже есть взаимозаменяемый с ним препарат(-ы). Цена(ы) последнего(-их) при условии, что ранее не применялось 12,5% сокращение, снижается(ются) на те же 12,5%. Уровень компенсаций за поставки препаратов для использования в системе PBS не должен превышать их рыночных цен, информацию о которых генерические компании обязаны предоставлять государству. Т. Эбботт озвучил ожидания правительства, что поправка обеспечит экономию финансов — более 580 млн австралийских долларов (488 млн дол. США) в ближайшие 4 года и до 3 млрд австралийских долларов в последующие 10 лет.
Тем не менее критики считают, что введение этого закона и последующее 25% снижение цен на дорогие генерические препараты все равно не приблизит уровень цен на лекарственные средства в Австралии существующим в других странах (для сравнения: в Австралии 28 капсул генерического флуоксетина в дозе 20 мг стоят 23,5 австралийского доллара, в Новой Зеландии — 6,81).
Некоторые аналитики предполагают, что действенным приемом, который позволил бы значительно снизить цены на генерические препараты, могли бы стать тендеры (closed-bid competitive tender).
При принятии закона были введены небольшие уточнения: о неприменении автоматического снижения цены на комбинированные лекарственные средства из F2 (в то время как цена монопрепаратов будет принудительно снижена), если Консультативный комитет по субсидиям на лекарственные средства (Pharmaceutical Benefits Advisory Committee — PBAC) даст соответствующие рекомендации министру здравоохранения, основываясь на доказательствах преимущества комбинированного препарата с точки зрения приверженности лечению, эффективности или меньшей токсичности.
Спустя 12 мес после имплементации закона в Сенате Австралии пройдет обсуждение последствий реформы.
Новый закон получил одобрение практически всех ключевых организаций, за исключением Ассоциации производителей генерических лекарственных средств (Generic Medicines Industry Association — GMiA). GMiA не одобрила новую систему ценообразования и утверждает, что закон может привести к появлению «вечнозеленых» брэндов, поскольку производители оригинальных препаратов постараются любыми средствами добиться, чтобы их препарат оставался в формуляре F1.
В настоящий момент незначительная разница в цене оригинальных и генерических препаратов — одна из причин небольшой доли генерических продуктов на австралийском фармацевтическом рынке. Так, в рецептурной группе она составляет всего 28% (для сравнения: в США — 50%, в Великобритании — 75%). Между тем при рассмотрении вопроса о включении оригинального препарата в систему PBS правительству приходится требовать от производителей значительно снижать цену.