Гиппократ почти 2500 лет назад советовал: «Для больного, чем меньше лекарств, тем лучше». Но фармацевтические компании сегодня считают иначе. Они так бурно развиваются, что возник вопрос: а кто будет все эти лекарства покупать? И «таблеточники» покупателей нашли. Всеми правдами и неправдами они стали убеждать практически здоровых людей с легкими возрастными нарушениями в том, что лечиться им не просто пора, а категорически необходимо.
Еще 30 лет назад директор фармкомпании Merck Генри Гэдсден накануне ухода на пенсию очень огорчался по поводу того, что может продавать лекарства только больным, и мечтал о рынке, на котором бы «все» были клиентами его компании.
Механизмы, к которым прибегают компании, и масштабы их деятельности ошеломляют. «Монополизирована вся медицина, от клинических исследований препаратов до научных журналов, медицинских конгрессов, просветительских кампаний и прямой и скрытой рекламы», - утверждает Никола Магрини, директор Ceveas, Центра оценки эффективности медицинской помощи (Италия).
Маркетинговые стратегии фармацевтической промышленности эффективны, а методы «создания» новых заболеваний - от холестерина до гипертензии, от депрессии до женской половой дисфункции - отработаны. Благодаря некоторым, достаточно спорным исследованиям, выявлялись проблемы, острота которых сильно преувеличивалась.
Несколько лет назад начали повторять, что треть населения страдает от психических заболеваний, депрессии и т.д. Как рождаются такие цифры? В различных странах проводятся исследования, заказанные и профинансированные фармацевтической промышленностью.
Вот типичный вопрос: «Приходилось ли вам испытывать грусть и апатию в течение более двух недель в этом году?» И этот вопрос используется как один из диагностических критериев. Положительный ответ фиксируется в разделе «депрессия», и в конечном итоге таких людей оказывается целая армия.
Но могут применяться и другие трюки. Например, занижаются пороги нормального уровня определенных параметров: холестерина, артериального давления, гликемии - и автоматически число больных удваивается или утраивается.
Проводя заказные исследования и опросы, фармацевтические компании получают запланированные результаты. Имеется много путей достижения цели. «Для научных конгрессов, - поясняет Марко Боббио, кардиолог клиники Molinette в Турине. - Фармакологические компании подбирают темы и платных выступающих. Медики принимают участие в таких симпозиумах и думают, что получают научную информацию, подготовленную специалистами. На деле же эта информация обусловлена экономическими интересами».
Журналист-медик Йорг Блеч в недавнем исследовании «Изобретатели болезней» писал: «Чтобы постоянно поддерживать свой рост, индустрия здоровья должна всё чаще прописывать лекарства здоровым людям». А как это происходит у нас?
«Экономические условия, в которых на сегодняшний день оказались отечественные врачи, заставляют их придумывать и лечить «несуществующие» заболевания. - считает зав. кафедрой гематологии и гериатрии, зав. отделом стандартизации в здравоохранении ММА им. Сеченова, профессор Павел Воробьев.
Механизм простой: здоровому человеку внушают, либо через рекламу, либо при обследовании, что у него есть какая-то патология, которой, на самом деле нет. Яркий пример - целлюлит. Называется как заболевание («ит» - это воспаление), но воспаления-то нет. Есть только избыток подкожного жира.
И человек начинает лечиться мазями, кремами, таблетками для похудения, а то и идёт на липосакцию - настоящую опасную операцию по откачке жировых отложений. Не липосакцию надо делать, а кушать меньше или смириться с тем, что у тебя такой обмен веществ. Бороться с этим бесперспективно.
Ещё одна, якобы, «болезнь» - остеохондроз. На самом деле, остеохондроз - это возрастные изменения в позвоночнике, которые есть у всех людей после 50 лет. Другое дело, если у человека грыжа межпозвонкового диска или радикулит, но лечить возрастную норму - это дикость.
Похожая ситуация и с остеопорозом. Да, есть такая болезнь, но встречается она куда реже, чем принято думать. А сегодня вам готовы объявить этот диагноз даже при незначительном снижении плотности костной ткани, что происходит у всех людей после 60 лет. В большинстве случаев такое снижение не причиняет физических страданий, это такие же возрастные изменения, что и морщины.
Пользуясь тем, что народ знает о существовании микробов, ему с экранов телевизоров начинают предлагать антибактериальное мыло и иные средства, чтобы стать стерильным. Но мы живем в мире микробов и каждый день сталкиваемся с самыми разными возбудителями: их полно у нас во рту, на руках, в кишечнике. Если убрать эту микрофлору, то болезнетворные микроорганизмы размножатся в несметном количестве, появятся грибы, вирусы, и кончится всё печально.
Вторая сторона проблемы: любую болезнь можно увязать с любым возбудителем. Есть анекдот: «Инфаркт - от огурцов, так как болеют инфарктом все те, кто ел огурцы». Почему? Потому что все больные инфарктом когда-нибудь ели огурцы. То же самое с инфекциями.
Хламидии, кишечная палочка есть почти у всех. Хламидиоз диагностируют и лечат на каждом шагу. Мне известны случаи сговора врачей с лаборантами, чтобы те и в анализах «находили» всё, что нужно. Это заставляет здоровых людей тратить немалые деньги на лечение, а после - на повторную диагностику.
Назовите хоть одну бабушку с диагнозом хламидиоз. Их нет, потому что у бабушки нет денег на лечение, значит и хламидии у неё никто не ищет. Должно быть четкое доказательство: такой-то возбудитель вызывает такую-то клиническую картину и ничего другого».
Выход для нас в осторожном отношении к внезапным прозрениям лечащих докторов, а для медицины - в изменении системы оплаты труда врача и ужесточении независимого контроля за проводимым лечением. Помочь этому могут утверждение чётких стандартов диагностики и лечения различных заболеваний и контроль за их применением.
Андрей Беляков