Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Яд для глаз .. | Солнцезащитные очки с лотка .. | С защитой или без? .. |
По заветам Гиппократа?
Мельников А.Ю. Обозреватель газеты “Известия”, канд. мед. наук “Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями...” В июне эти слова можно услышать особенно часто — “повзводно и поротно” присягают заветам Гиппократа выпускники медвузов. Кроме того, в июне медики справляют свой профессиональный праздник. Думается, это хороший повод поговорить о самой клятве, о ее духе и букве. И неважно, что во многих странах эту клятву переименовали в обещание врача, присягу врача и т.п. Главное, что в сердце все врачи клянутся именем Гиппократа, считая, что дух этой клятвы лучше всего выражают слова “не навреди”. Мне кажется, что так считают ошибочно. Не верите? Давайте вместе почитаем клятву. - Вот что будущий эскулап обещает сразу после обращения к богам:
- “считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями” — раз;
- “делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах” — два;
- “его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора” — три;
- “наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому” — четыре.
И вот только после этого — главного в клятве — идет “пятый пункт”: несколько слов о больном и о том, что мы выражаем словами “не навреди”: “Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда (вот оно — “не навреди”. — Прим. А.М.) и несправедливости”. И, по сути, это все, что касается обещаний врача пациентам в отношении лечения. Далее идут слова о соблюдении врачебной тайны и несколько запретов — не давать больным смертельного средства, абортивного пессария, не делать сечения страдающим каменной болезнью. Сечениями в то время занималась другая каста медиков, и, надо полагать, у нее была своя корпоративная клятва, не дошедшая до нас. Вот мы и проговорились, сказав о клятве Гиппократа главное слово — корпоративная. Это действительно была корпоративная клятва врачей-асклепиадов, описывающая их отношения друг с другом. Говоря современным языком, это клятва о том, что врачи “скованы одной цепью, связаны одной целью”. А как же больной? Судя по тексту клятвы, его интересы — дело если и не десятое, то пятое. Мне могут возразить, начав цитировать клятву дальше: “В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного...” Все это замечательные слова, но, как это ни прискорбно, они опять не главные. Вот как “сексуально” заканчивается это предложение: “...особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами (в то время такие отношения считались более естественными, чем гетеросексуальные. — Прим. А.М.), свободными и рабами”. И это главное, а не польза больного и не воздержание от всего намеренного, неправедного и пагубного. Удивительно, но сегодня такой корпоративный дух этой клятвы более актуален и естественен (и, конечно, более честен), чем “не навреди” — сегодня, когда среднестатистический врач вынужден не столько жить, сколько выживать, и не столько лечить, сколько делать волшебные пассы, “выколачивая” средства из пациента. И в такой ситуации без корпоративного прикрытия не обойтись. Поэтому ныне актуально другое — не навреди... коллеге своему. Статья опубликована в журналеФармацевтический вестник
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Маркетинговая стратегия в управлении здравоохранением
Ю.Т. Шарабчиев Минск
Marketing strategy in health care management Yu.T. Sharabchiev
Термин «маркетинг», или «рыночная концепция управления» (marketing concept of management), появился в конце XIX — начале XX столетия и в буквальном смысле означает рыночную деятельность, работу с рынком. Дж.Р. Эванс и Б. Берман [13] дают следующее определение марке .. читать далее
Аптека спального района: эксперименты должны быть осторожными
Р. Панюшин
Аптеки, как и люди, всегда индивидуальны. Несмотря на то что сфера их деятельности едина для всех, руководство любой из них старается найти в диалоге с клиентом что-то свое. Для кого-то это выражается в использовании агрессивных технологий привлечения покупателей, постоянном рекламировании своих услуг и применении порой довольно необычных форм работы. Другие, нао .. читать далее
Прогноз развития терапевтической службы в России с позиций синергетики
Развитие сложных систем, связанных с обеспечением жизнедеятельности и воспроизводства популяций, к которым относится и здравоохранение, неизбежно подчиняется законам, сформулированным синергетикой. Поскольку процессы, описываемые этой молодой наукой, наблюдаются, как правило, в случаях, когда мы имеем дело с большими массивами информации, или большим классом систем, имеющих множество степен .. читать далее
|