:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

По заветам Гиппократа? .. | Просветляющие покрытия .. | Еще раз об ультрафиолете .. | Яд для глаз .. | Солнцезащитные очки с лотка .. |


Проблемы защиты прав медицинских работников


Николай Васильевич Кунгуров
Директор Уральского НИИ Дерматовенерологии и иммунопатологии
Член Координационного Совета Уральского округа по здравоохранению
Заслуженный врач Российской Федерации
Доктор медицинских наук, профессор

В 2002-2003 гг. в Российской Федерации значительно увеличилось число случаев привлечения медицинских работников к административной и уголовной ответственности. Увеличение количества жалоб и исковых заявлений со стороны пациентов и тенденция к их дальнейшему росту обусловлены не только и не столько ухудшением качества медицинской помощи, но и внедрением рыночных отношений в медицинскую практику, осознанием пациентами своих прав как субъекта правового государства, а также активизацией адвокатских контор и юристов, делающих бизнес на исках к лечебным учреждениям.

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителя» пациенты впервые получили право оценивать качество оказываемой медицинской услуги и предъявлять претензии вплоть до судебных исков, если они этим качеством не удовлетворены.

В 1999-2003г. только в территориальные фонды ОМС поступило свыше 4,5 миллионов заявлений и жалоб на некачественное предоставление медицинской помощи. Обоснованными признано лишь 58,7% жалоб, что свидетельствует не столько о беспочвенности претензий, сколько о  неспособности большинства населения правильно формулировать и обосновывать свои требования.

Основными причинами конфликтных ситуаций, претензий и исковых заявлений явились: ненадлежащее качество оказания медицинской помощи (необоснованное, без достаточных показаний или при наличии противопоказаний, проведение диагностических, лечебных, профилактических или реабилитационных мероприятий, приведшее к диагностической ошибке, выбору ошибочной тактики лечения, ухудшению состояния пациента, осложнению течения заболевания или удлинению сроков лечения; использование лечебных технологий, не предусмотренных отраслевыми стандартами); несоблюдение деонтологических принципов, отсутствие доверительных взаимоотношений с пациентом; недостатки в ведении первичной документации.

При возбуждении уголовного или гражданского процесса в качестве первичной выдвигается и подвергается комплексной проверке версия о врачебной ошибке и халатности.

Термин «врачебная ошибка» включает «действие или бездействие врача, которое способствовало или могло способствовать увеличению или неснижению риска  прогрессирования имеющегося у пациента заболевания, возникновению нового патологического процесса». Под халатностью в медицинской деятельности понимается недостаточное обследование или невыполнение специальных исследований; недостаточная организация лечебного процесса; несоблюдение действующих медицинских инструкций и приказов. До трети исковых заявлений и судебных решений в пользу пациента обусловлены недостатками при информировании пациентов. В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 указано, что «пациенту гарантировано право на добровольное и информированное согласие на медицинское вмешательство  и  на  отказ  от  медицинского  вмешательства».

В Письме Министерства здравоохранения РФ и Федерального фонда ОМС РФ № 5460/30-3 от 29.10.1999 г. дается разъяснение, что «информированное согласие (несогласие)» пациента подразумевает обязательность письменного оформления решения пациента на медицинское вмешательство в медицинской документации (история болезни, амбулаторная карта), которое заверяется подписью пациента (его законного представителя) и лечащим врачом. Информированное добровольное согласие пациента должно содержать обоснование лечения, т.е. прогноз течения болезни без этого вмешательства, предпосылки (клинико-лабораторные показания) для использования рекомендованного лечебного метода; основные ожидаемые результаты лечения и обсуждение тех моментов (сопутствующие заболевания, соблюдение больным режимных и специальных правил и т.д.), которые могут повлиять на результат; основные опасности лечения, включая вероятность, тяжесть и время проявления возможных побочных эффектов; обсуждение альтернативных лечебных методов.

При разбирательстве почти 70% исков очень остро вставал вопрос ненадлежащего ведения врачом первичной документации. Для российских судов пробелы в оформлении документации являются поводом для вынесения решений в пользу пациентов. Правильно же составленные врачебные записи могут служить доказательным подтверждением выполнения полного объема  необходимых манипуляций и информирования пациентов.

Примером таких записей могут служить приведенные ниже Бланк 1 (заполняемый при назначении лечения) и Бланк 2 (заполняемый при выписке пациента).

Таким образом, защите прав пациентов в России уделяется большое внимание. Однако, к сожалению, до настоящего времени нет действенной системы защиты прав медицинского работника.

Бланк 1

Бланк 2

Тезисы выступления на пресс-конференции "Правовые инструменты защиты профессиональной деятельности врача".
 




Похожие по содержанию материалы:
Результаты внедрения новой матрицы для оперативно-диспетчерской службы ..
К вопросу эволюции взаимоотношений врача и пациента ..
Десять событий, которые потрясли систему ОМС ..
Специфика и особенности российской модели обязательного медицинского страхования ..
По заветам Гиппократа? ..
Просветляющие покрытия ..
Еще раз об ультрафиолете ..
Яд для глаз ..
Солнцезащитные очки с лотка ..
С защитой или без? ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


К вопросу эволюции взаимоотношений врача и пациента

Автор: Тогунов Игорь Алексеевич, сайт: rusmedserv.com/zdrav
Д. м. н., профессор кафедры управления Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Тогунов И.А.
Доктор медицинских наук, заведующий отделом Владимирского областного фонда обязательного медици .. читать далее




К вопросу сегментирования рынка здравоохранения

Автор: Тогунов Игорь Алексеевич, сайт: rusmedserv.com/zdrav
Д. м. н., профессор кафедры управления Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Тогунов И.А.
Доктор медицинских наук, заведующий отделом Владимирского областного фонда обязательного медицинского ..
читать далее




Десять событий, которые потрясли систему ОМС

Автор: Тогунов Игорь Алексеевич, сайт: rusmedserv.com/zdrav
Д. м. н., профессор кафедры управления Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Тогунов И.А.
Доктор медицинских наук,
заведующий отделом Владимирского областного фонда обязател .. читать далее




Методология создания организационно-технической службы стандартизации

Автор: Тогунов Игорь Алексеевич, сайт: rusmedserv.com/zdrav
Д. м. н., профессор кафедры управления Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Тогунов И.А.
Доктор медицинских наук, профессор кафедры БМИ Владимирского государственного университета
.. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100