(К вопросу разработки теоретических основ и построения модели конкуренции в сфере производства и потребления медицинских услуг)
Тогунов И.А.
Д. м. н., профессор кафедры управления Владимирского филиала Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Конкуренция – это точный расчет в прихоти случая
На первый взгляд, говорить о прибыли в медицинской деятельности, связанной, как известно, с жизнью и здоровьем человека, не вполне этично.
Вместе с тем, характеризуя медицинскую деятельность такими понятиями как «качество медицинских услуг», «эффективность медицинской помощи», «рациональное использование ресурсов здравоохранения», - исследователь невольно соотносит функционирование системы здравоохранения в целом или конкретного субъекта этой системы с некими экономическими составляющими.
«Бесплатность медицинской помощи» - категория, скоре всего, являющиеся социальной (я бы сказал бытовой) характеристикой, чем научно обоснованной экономической составляющей отношений в сфере производства и потребления медицинских услуг.
Экономические издержки при оказании потребной медицинской помощи, прибыльность при производстве медицинских услуг не в коей мере не могут быть соотнесены с жизнью человека либо состоянием пациента, который нуждается в такой помощи.
При обращении к литературным источникам, в которых раскрывается понятие, сущность и обоснование прибыли (англ. Profit), анализируя понимание этой характеристики хозяйственной деятельности, выявляется некоторая схожесть взглядов исследователей.
По мнению либеральных экономистов, прибыль служит компенсацией за положительные действия, неотделимые от предпринимательства.
Классики экономической теории считают, что прибыль – это вознаграждение за риск, за возможные потери в условиях рыночной неопределенности.
Современные аналитики выделяют связь между прибылями и перспективами, открывающимися перед предпринимателями. К примеру, в здравоохранении такие перспективы, связанные с прибыльностью, могут рассматриваться в границах структурных преобразований и эффективности использования ресурсов [1].
Прибыль – это вознаграждение за введением инноваций, позволяющее хозяйствующим субъектам создавать предприятия, рынки, способствовать прогрессу. Именно с этой точки зрения категория «прибыль» не является антагонистической в рамках медицинской деятельности.
Так или иначе, понятие «прибыль», отделенное от понятия «обогащение», соотносится с предпринимательской деятельностью. (Вопросам предпринимательства в здравоохранении посвящены наши частные исследования, не представляемые в рамках этой статьи).
Прибыль (уровень прибыльности), как полученный доход от оказанных медицинских услуг, может являться одним из регуляторов на рынке совершенной конкуренции. Обязательным условием проявления и действия этого регулятора является абсолютная свобода входа и выхода в среду конкуренции всех без исключения субъектов медицинской деятельности. Такая возможность должна быть обеспечена рядом условий формирования конкурентной среды на рынках медицинских услуг [2].
Как правило, понимание прибыли отождествляется с доходами.
Из множества определений прибыли остановимся на следующем: прибыль – это разность между всеми поступлениями предприятия и всеми издержками, связанными с производством и продажей его товаров и услуг [1].
В рассуждениях о рынке медицинских услуг и некой его саморегуляции, приводящей к желаемому целевому и экономическому оптимуму медицинской помощи на уровне конкретного пациента, лечебного учреждения (врачебной практики) либо отрасли в целом, всегда подразумевается совершенная конкуренция, соотнесенная со степенью эффективности.
Понятия «эффективность медицинской помощи», «эффективная медицинская услуга» - подразумевают некий оптимум интегрированной деятельности лечебного учреждения, медицинского работника, врачебной практики внутри цеха производства медицинских услуг.
Оптимум в условиях конкуренции медицинских услуг - это качество медицинской помощи, характеризующееся, помимо прочего, с экономических позиций своеобразным равновесием, целесообразно минимальным уровнем издержек медицинских технологий, справедливым распределением ресурсов, отсутствием дефицита и излишков ресурсов, отсутствием сверхприбылей и убытков.
Иными словами, характеризуя оптимум производства и предоставления медицинских услуг, т.е. высокое качество медицинской помощи, наряду с чисто медицинскими критериями (выздоровление, улучшение, облегчение страданий и пр., что напрямую соотносится с личностью пациента), исследователь не должен упускать из виду экономические параметры. Такими экономическими параметрами характеризуются равновесие либо дисбаланс между затратами и издержками внутри самой системы здравоохранения или учреждения, производящего медицинские услуги.
Удовлетворение спроса в одном и том же виде потребной медицинской услуги в прикладном плане может реализовываться в рамках широкого спектра медицинских процедур с различным набором технологий, материального, финансового и кадрового потенциала, а, следовательно, и различными интегрированными стоимостными характеристиками такой деятельности.
При этом конкретный конечный результат (сохранение жизни, выздоровление, облегчение страданий, профилактика и пр.) при всем многообразии возможных медицинских технологий, соответствующих конкретной медицинской потребности, в прикладном плане может оказаться однозначно результативным для конкретного пациента.
Вполне понятно, что в рациональной деятельности (исключая чрезвычайные ситуации), следуя разумной логике, недопустимо чрезмерное расходование материальных ресурсов, персонала и технологий. Хотя любое производство не мыслимо без издержек.
В буквальном смысле - издержки (англ. Expenses) представляют собой совокупность перемещений финансовых средств, оказывающих воздействие на эксплуатацию и структуру предприятия [2].
В системе производства медицинских услуг важно не наличие самих издержек, а их структура и уровень.
В хозяйственной деятельности современных учреждений систем здравоохранения в России высока доля структур с высокими издержками производства.
Детально проанализированное формирование издержек при производстве медицинских услуг позволяет в сфере здравоохранения выделить затратные участки (англ. Cost Centre), подразделяя их на «оперативные» и «структурные».
Сравнивая долю таких затратных участков в соизмеримых субъектах производства медицинских услуг можно говорить о некой степени рентабельности медицинского учреждения (врачебной практики), а, следовательно, связать рентабельность не только с эффективностью и качеством оказания медицинской помощи, но с характеристиками прибыльности.
Отсюда, по всей видимости, существуют границы своеобразной «рентабельности» предоставления конкретной медицинской услуги, в рамках которых издержки по производству этой услуги соизмеримы с конкретными параметрами медицинской деятельности, включая соответствующие обеспечение этой деятельности и необходимые технологии.
Совокупные затраты на проведение медицинских процедур в самом широком смысле, как форме удовлетворения медицинских потребностей пациента, и желаемый результат в рамках удовлетворенного медицинского спроса, находятся в неком разумном равновесии.
Как известно в экономике, такое равновесие удовлетворяется тремя условиями [3]:
предельные издержки при оказании медицинской помощи должны быть равны краткосрочному предельному доходу и цене медицинской услуги (в контексте этой статьи нами не рассматриваются источники оплаты медицинской услуги) - [данный тезис описывается формулой Р=МR=МС, где Р- предельные издержки, МR – краткосрочный предельный доход, МС – предельная цена]; каждое лечебно-профилактическое учреждение (врачебная практика) условно удовлетворены объемами предоставляемой медицинской помощи и использованием мощностей и ресурсов для производства медицинских услуг в рамках этих объемов (краткосрочные средние совокупные издержки [АТСmin] равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам [LATCmin] – [АТСmin= LATCmin]; каждое лечебно-профилактическое учреждение (врачебная практика) получают нулевую экономическую прибыль при наивысшей степени качества медицинской помощи, т.е. сверхприбыль не образуется, а поэтому нет новых ЛПУ (врачебных практик), желающих войти в систему здравоохранения (на рынок медицинских услуг) либо покинуть эту отрасль [Р=АТСmin]. В интегрированном виде эти три условия представлены следующим равенством:
Р=МR=МС= АТСmin= LATCmin
Следует заметить, что уровень такого равновесия может нарушаться в сторону увеличения прибыли не обязательно действиями медицинского учреждения (врачебной практикой) за счет сокращения производственных издержек, а вполне обуславливается соответствующим спросом пациента с его возможностями, определенными платежеспособностью в соответствующем сегменте рынка.
Характерная особенность медицинской (врачебной) деятельности по производству и реализации медицинских услуг заключается в том, что сфера прибыльности данного производства находится не во внешней среде в границах «производитель-потребитель», а во внутренней среде предприятия, в области амортизации всех возможных средств и технологий производства медицинских услуг.
Реализация целевых задач медицинского учреждения (врачебной практики) в рамках прибыльности, как одной из сущностей маркетинговых отношений в сфере производства и потребления медицинских услуг, в первую очередь связана с управлением ресурсами, и в наибольшей степени - средствами производства медицинских услуг.
Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях технологической цепочки производства и предоставления медицинских услуг, может с высокой степенью характеризовать медицинское учреждение (врачебную практику) как с точки зрения рентабельности, так и с позиций конкурентоспособности.
Как известно, рентабельность основных средств зависит от степени их использования. Для развития современной экономики характерно возрастающее применение основных средств, что при невысоком уровне их ликвидности создает фактор негибкой экономики.
Таким образом, вектор прибыли в сфере производства и потребления медицинских услуг для медицинского учреждения (врачебной практики) в первую очередь, лежит в плоскости сокращения издержек производства медицинских услуг за счет эффективной амортизации основных средств.
Библиография
Бернар И., Колли Ж.-Л. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х т. – Т.II: Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1994. – с. 405. Тогунов И.А. Конкуренция в здравоохранении и медицине // Ж. Менеджер здравоохранения, № 12. –2005 Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. Пособие.- М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004. – с. 26-27.