Щепин О.П. – Председатель Правления общероссийской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья», академик РАМН;
Вишняков Н.И. – Председатель Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации «Российское общество по организации здравоохранения и общественного здоровья», профессор;
Михайлов Л.А. – Генеральный секретарь общероссийской общественной организации «Российское медицинское общество»;
Багненко С.Ф. - заместитель Председателя Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации «Российское медицинское общество», член-корреспондент РАМН;
Федотов В.А. – ответственный секретарь Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации «Российское медицинское общество».
Формирование цивилизованных негосударственных институтов гражданского общества в различных сферах хозяйственной деятельности, в том числе и в здравоохранении, является одной из актуальных задач современной России. Это связано прежде всего с проводимой в стране административной реформой, главная задача которой – сокращение тотального государственного регулирования в тех отраслях общественного производства, в которых иные формы регулирования (со-регулирование, саморегулирование, рыночное регулирование) более эффективны с точки зрения объема, качества и себестоимости производимых общественных благ. Необходимо понимать, что процесс сокращения вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов различных отраслей, в том числе и в здравоохранении, будет сопровождаться не столько сокращением перечня регулируемых функций, сколько передачей части функций, несвойственных государству, в руки профессиональных объединений, созданных и работающих по принципу саморегулируемых организаций. В связи с этим становится очевидным, что передача функций по управлению профессиональной деятельности медицинских работников от органов управления здравоохранением федерального и регионального уровней в руки профессиональных медицинских ассоциаций будет сопровождаться повышением требований к последним и может состояться при следующих необходимых условиях:
- Профессиональные медицинские ассоциации по всем медицинским специальностям легитимны путем регистрации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- Организационно-правовая форма существующих и/или вновь созданных профессиональных ассоциаций позволяет объединить большинство (всех) врачей страны той или иной медицинской специальности на основе индивидуального членства, а организационная структура - учитывает территориальное устройство страны;
- Внутренняя структура профессиональных медицинских ассоциаций обеспечивает ответственное исполнение функций по управлению профессиональной деятельностью своих членов, как перед конкретным пациентом, так и перед обществом в целом.
Существующая организационная структура профессионального медицинского сообщества России характеризуется разноплановой неоднородностью. По отдельным медицинским специальностям профессиональные ассоциации вообще не созданы или созданы, но не зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством. Анализ ситуации позволил авторам выделить основную проблему на пути построения эффективной системы врачебного саморегулирования в России - легитимность созданных ранее и создаваемых сейчас профессиональных медицинских ассоциаций. Именно легитимность как создания, так и повседневной работы, тем более в условиях постоянно изменяющегося законодательства о некоммерческих объединениях, является фундаментом успешной деятельности профессиональных медицинских ассоциаций. Существует несколько причин не легитимности части действующих профессиональных ассоциаций, главная из которых, по мнению авторов - организационные проблемы и сложности в государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных медицинских ассоциаций в организационно-правовой форме «общественная организация» общероссийского уровня. Цель настоящей статьи – познакомить врачей с порядком создания и государственной регистрации профессиональных ассоциаций в организационно-правовой форме «общественная организация» общероссийского уровня с учетом действующего законодательства и собственного опыта.
На сегодняшний день основной организационно-правовой формой профессиональных медицинских ассоциаций является общественная организация общероссийского уровня с региональными отделениями в субъектах федерации. Данная организационная конструкция, основанная на индивидуальном членстве, едином уставе и единой внутренней структуре региональных отделений, позволит в недалеком будущем врачам той или иной медицинской специальности эффективно и ответственно управлять своей профессиональной деятельностью как на уровне региона, так и на уровне страны в целом. Кроме того, существуют еще два принципиальных аспекта данной организационно-правовой формы, которые необходимо учитывать на этапе ее создания:
- Общественная организация общероссийского уровня может в своем названии использовать «наименования Россия , Российская Федерация и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа» (ст.14 ФЗ №82-ФЗ от 19.05.1995г.);
- Государственная регистрация общероссийских общественных организаций осуществляется Федеральной регистрационной службой (ст.21 ФЗ №82-ФЗ от 19.05.1995г.), благодаря чему возможность появления организаций – «двойников» (имеется ввиду две и более профессиональные ассоциации по одной медицинской специальности) практически сведена к нулю.
Авторы считают необходимым так же обратить внимание еще на один важный, но уже не медицинский аспект: объединение врачей в общероссийские организации по каждой из медицинских специальностей от Калининграда до Камчатки будет способствовать укреплению и территориальному сплочению Российского государства.
В таблице №1 представлены основные этапы создания общероссийской общественной организации
(далее в тексте и таблице - ОбОО), основные решения каждого этапа, а также перечень документов, необходимых для государственной регистрации общероссийской общественной организации (ее региональных отделений) в Федеральной регистрационной службе (территориальных органах Федеральной регистрационной службы).Основным документом, регулирующим создание общественной организации, является Федеральный закон №82-ФЗ от 19.05.1995г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ) «Об общественных объединениях».
Государственная регистрация общественной организации (региональных отделений межрегиональной и/или общероссийской общественной организации) регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц , Приказом Минюста РФ от 25.03.2003 г. N 68 «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2003 г., регистрационный N 4350).
Формы документов, необходимых для государственной регистрации общественной организации (регионального отделения), приведены в приложении N 1 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. N 212 г. «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
Первым этапом по созданию ОбОО является формирование организационного комитета, в состав которого должны войти формальные и неформальные лидеры общероссийского уровня по конкретной медицинской специальности, имеющие тесные контакты с коллегами из регионов, а также - ответственные исполнители, владеющие информационными технологиями и средствами связи. Включение в состав Оргкомитета представителя национальной медицинской организации - Российского медицинского общества – позволит более продуктивно координировать работу данного и последующих этапов создания и государственной регистрации ОбОО. Важнейшие задачи Оргкомитета – разработка и согласование проекта Устава ОбОО, сбор информации и консультация представителей регионов в вопросах проведения учредительных собраний по созданию региональных отделений ОбОО в более чем половине субъектов Российской Федерации, подготовка к проведению учредительного съезда по созданию ОбОО. Все документы, формируемые в процессе деятельности Оргкомитета, носят внутренний характер и не участвуют в последующей регистрации как ОбОО, так и ее региональных отделений. Основные затраты подготовительного этапа – оплата услуг связи (телефон, факс, электронная почта).
Вторым этапом по созданию ОбОО является процесс организации и проведения учредительных собраний по формированию ее региональных отделений в более чем половине субъектов РФ. Число учредителей регионального отделения ОбОО может быть любым (но не менее трех), однако авторы рекомендуют включать в Протокол учредительного собрания не более 4-6 человек, что в дальнейшем существенно упростит процедуру государственной регистрации. В наименовании регионального отделения должно содержаться название субъекта федерации, например: Московское городское региональное отделение ОбОО, Московское областное региональное отделение ОбОО, Ставропольское краевое региональное отделение ОбОО, и т.д. В табл.1 дан исчерпывающий перечень решений учредительных собраний в регионах, а также – перечень документов, необходимых для последующей государственной регистрации регионального отделения в территориальном органе Федеральной регистрационной службы (далее по тексту - ФРС). Важнейший документ данного этапа – Протокол учредительного собрания по созданию регионального отделения ОбОО. Обращаем внимание, что государственная регистрация региональных отделений возможна только после проведения учредительного съезда и государственной регистрации ОбОО в Федеральной регистрационной службе.
Третий этап создания ОбОО – учредительный съезд ОбОО, созываемый Оргкомитетом. Основными участниками учредительного съезда, имеющими право принимать решения путем голосования, являются делегаты, избранные сформированными региональными отделениями ОбОО. Полномочия делегата (-ов) подтверждаются выпиской из Протоколов учредительных собраний региональных отделений ОбОО. Легитимность учредительного съезда определяется наличием кворума – минимально необходимого числа делегатов, имеющих право, в соответствии с Уставом, принимать решения по вопросам повестки дня учредительного съезда.
С момента принятия учредительным съездом решений о создании ОбОО, об утверждении ее Устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов ОбОО считается созданной, может осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права, за исключением прав юридического лица, и принимать на себя обязанности. Правоспособность ОбОО как юридического лица, возникает только после государственной регистрации (ст.18 ФЗ №82-ФЗ от 19.05.1995г.). Положения данной статьи в равной степени относятся и к региональным отделениям.
На окончательную подготовку пакета документов для государственной регистрации отводится три месяца с момента принятия решения съездом о создании ОбОО. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (авторы рекомендуют данный режим налогообложения, объект налогообложения - доходы) подается либо вместе с основным пакетом документов, либо в течение пяти дней с момента государственной регистрации, либо – не позднее одного месяца до окончания текущего года. Федеральная регистрационная служба (территориальные органы ФРС) рассматривает представленные документы в течение одного месяца. В случае положительного решения заявителю выдаются Свидетельство о государственной регистрации ОбОО, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также заверенный печатью ФРС один экземпляр Устава ОбОО. Свидетельство о постановке на налоговый учет, извещения о постановке на учет во внебюджетных фондах и учреждениях статистики высылаются соответствующими организациями по почте в адрес постоянно действующего руководящего органа ОбОО. После получения всех перечисленных выше документов, изготовления печати и открытия расчетного счета в банке (обращаем внимание на последовательность действий) созданная и зарегистрированная профессиональная медицинская ассоциация в организационно-правовой форме «общественная организация» общероссийского уровня может приступать к полноценной работе по управлению профессиональной деятельностью своих членов.
В рамках данной статьи невозможно всесторонне осветить все нюансы, проблемы и «узкие места» процесса создания и государственной регистрации ОбОО. При необходимости, представители создаваемых профессиональных ассоциаций могут получить исчерпывающую информацию как непосредственно у авторов данной статьи, так и по «горячей линии», специально созданной Российским медицинским обществом (e-mail:Rmo-consalting@yandex.ru).
Таблица №1. Алгоритм действий по созданию и государственной регистрации профессиональных ассоциаций в организационно-правовой форме «общественная организация» общероссийского уровня
№ п/п | Этапы (уровни) принятия решений | Принимаемые решения | Перечень документов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Организационный комитет по созданию ОбОО | 1. Подготовка проекта Устава ОбОО; 2. Рассылка проекта Устава ОбОО в регионы; 3. Избрание директора учредительного съезда ОбОО; 4. Инструктаж представителей регионов о проведении учредительных собраний по созданию региональных отделений ОбОО; 5. Определение даты, места проведения учредительного съезда ОбОО и нормы представительства от регионов. | 1. Протокол заседания Организационного Комитета по созданию ОбОО; 2. Проект Устава ОбОО; 3. Список регионов, в которых планируется создание региональных отделений ОбОО; 4. График инструктажа представителей регионов; 5. Проект Программы проведения учредительного съезда. |
2. | Учредительные собрания по созданию регио-нальных отделений ОбОО | 1. Создание регионального отделения ОбОО; 2. Одобрение проекта Устава ОбОО; 3. Избрание постоянно действующего руководящего и контрольно-ревизионного органов регионального отделения, ответственного секретаря регионального отделения ОбОО; 4. Утверждение юридического адреса регионального отделения ОбОО; 5. Избрание ответственных лиц за государственную регистрацию регионального отделения ОбОО; 6. Избрание делегата(-ов) от регионального отделения на учредительный съезд ОбОО. | 1. Уведомление в адрес территориального органа Федеральной регистрационной службы; 2. Копия Устава ОбОО, прошитая и заверенная печатью ОбОО; 3. Копия Свидетельства о государственной регистрации ОбОО; 4. Копия Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ ОбОО; 5. Протокол учредительного собрания по созданию регионального отделения ОбОО; 6. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (форма № РН0001); 7. Сведения об учредителях некоммерческой организации – физических лицах (форма № РН0001, лист Б); 8. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (форма № РН0001, лист Е); 9. Сведения о видах экономической деятельности (форма № РН0001, лист Ж); 10. Сведения о юридическом адресе постоянно действующего руководящего органа регионального отделения ОбОО; 11. Квитанция об оплате Государственной пошлины за регистрацию регионального отделения ОбОО; 12. Копии паспортов учредителей; 13. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1)*; 14. Расписка в получении документов (форма № РН0001, лист З). |
3. | Учреди-тельный съезд ОбОО | 1. Создание ОбОО; 2. Утверждение Устава ОбОО; 3. Избрание постоянно действующего руководящего органа, центральной контрольно-ревизионной комиссии, генерального секретаря, ученого секретаря, директора очередного съезда ОбОО; 4. Утверждение создания региональных отделений ОбОО; 5. Утверждение юридического адреса ОбОО; 6. Избрание ответственных лиц за государственную регистрацию ОбОО; | 1. Протокол учредительного съезда по созданию ОбОО; 2. Устав ОбОО; 3. Протоколы учредительных собраний региональных отделений ОбОО; 4. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (форма № РН0001); 5. Сведения об учредителях некоммерческой организации – физических лицах (форма № РН0001, лист Б); 6. Сведения об отделении ОбОО (форма № РН0001, лист В); 7. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (форма № РН0001, лист Е); 8. Сведения о видах экономической деятельности (форма № РН0001, лист Ж); 9. Сведения о юридическом адресе постоянно действующего руководящего органа ОбОО; 10. Квитанция об оплате Государственной пошлины за регистрацию ОбОО; 11. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма № 26.2-1)*; 12. Копии паспортов учредителей; 13. Расписка в получении документов (форма № РН0001, лист З). |
* - подается при необходимости.