Владимир Кукк
Психиатр, психолог, общественный деятель
web: http://www.DrKukk.com
e-mail: dr.kukk@inbox.ru
Дромомания - бродяжничество, одержимость путешествовать и убегать из дома.
Виталий рассказывает: «Разведённые отец и мама жили как и где придётся, а мы с братишкой мотались между ними, интернатом, казармой воинской части ( где я был воспитанником полка ), пионерскими лагерями... Затем были флотские кубрики, заводские общежития, отцовская коммуналка и наконец снимаемые комнаты и квартиры...»
Виталий убегал от туда, где жил. Убегал от родителей, из интерната, из пионерских лагерей, из воинских частей, где был на воспитании. Ездил на попутках, на товарниках, скитался и бродяжничал по городам и весям всего Советского Союза, его задерживали, ловили, помещали в приёмники-распределители и детские приюты. С возраста 10-11 лет стал уходить из дома на неделю, на месяц-полтора, потом бродяжничал по полгода-год. С двенадцати лет состоял на учёте в детской комнате милиции «За несанкционированные родителями систематические путешествия по стране».
Поведенческая зависимость - бродяжничество, одержимость убегать из дома у Виталия переросла в страсть путешествовать. Теперь Виталий Сундаков (мой земляк, родом из Алма-Аты) профессиональный путешественник:
Лидер по организации и проведению научно-исследовательских, экстремальных и авантюрных экспедиций в труднодоступные регионы планеты первый Российский профессиональный путешественник-исследователь, внесший профессию путешественника в кадастр мировых профессий.
Президент Фонда русских экспедиций и путешествий
Основатель первой советской и Российской Школ выживания
Президент Транснациональной ассоциации школ выживания VITALIS Действительный член Русского географического общества
Действительный член Российской Академии проблем сохранения жизни
Действительный член Международного центра духовного, нравственного и физического возрождения (Франция)
Гражданин Мира, Кавалер Константиновского Ордена Святого Георгия Автор Всероссийских детских программ (реализуемых Федерацией детских организаций России Постоянно рискуя жизнью, собрал уникальные научные материалы, живя в сообществах первобытных племён Дани, Асматов, Уичолей, Яномами, Гуарани, Чимулес, Лакандонеси еще более 20-ти народностей и самобытных культур мира проживающих на территориях Океании, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и крайнего Севера.
Инструктор по рукопашному бою, подводному плаванию, водитель-испытатель
Писатель. Поэт. Автор книг «Жизнь без опасности», «Сказки из Сундука», «Выиграть жизнь», «Спящий Варвар».
Журналист, автор сотен статей и публикаций.
Фотограф. Автор ряда фотовыставок в Москве и С.Петербурге. Виталий Владимирович Сундаков - ведущий эксперт по колыбельным цивилизациям и магическим культурам планеты. Организовал и осуществил более сорока научно-исследовательских экспедиций в самые труднодоступные регионы планеты. Источник: http://sundakov.ru/index.php?id=1
География его экспедиций весь мир: на фотографиях Индия, Филиппины, Индонезия, Гималаи, Папуа Новая Гвинея, пустыня Гоби, джунгли Амазонки... Выбирая путь. Виталий Сундаков всегда стремился лишь к одному идти туда, куда не может добраться никто.
Факт из биографии Виталия Сундакова, знаменитого современного русского путешественника, что он в детстве часто убегал из дома, бродяжничал, как пример удачного исхода этой поведенческой зависимости в профессиональную увлеченность, которая стала делом всей его жизни. Этот пример Виталия Сундакова скорее исключение, чем правило. Недавно ко мне за советом обратилась через Интернет мать девочки- подростка:
Добрый день, Владимир! У меня проблема с ребёнком. Слава Богу, не наркотики, не алкоголь, но страсть к путешествиям в одиночку. Дочери всего-то 15 лет. Опасно ведь. Сможете ли нам помочь? Сундаков из неё явно не получится. Вообще меня очень сильно огорчает её нежелание учиться. Непонятный какой-то порыв - убегает из дома, едет неизвестно куда и неизвестно зачем? Мне понятны стремления, свойственные её возрасту, хочется любви и приключений, но нельзя же из-за этого ломать свою жизнь. Но именно так и получается у моей дочери на сегодняшний день. С уважением, Альбина. Берлин.
Попробую прокомментировать письмо Альбины и дать советы родителям, чьи дети подвержены этой поведенческой зависимости: Да, многие наслышаны о такой проблеме. Многие родители думают: нет, с моим ребенком этого не случится! Да и правда, зачем убегать, если у тебя всё есть красивые игрушки, вкусная еда, хорошие условия жизни? Но, статистика говорит, что убегают из дома в 70% случаев дети из семей с материальным достатком. Основной мотив беглецов: родительское непонимание и только 30% уходящих из дома дети из неблагополучных семей. Об этом у нас и пойдёт разговор. Начнём по порядку.
Первый корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - НЕВНИМАНИЕ БЛИЗКИХ И РОДНЫХ
Клинический пример: молодая семья, родители развелись на шестой год совместной жизни, когда Марианне было всего четыре с половиной года. Мать Марианны - молодая и красивая женщина через год вышла замуж и в новом браке родила сына. Марианна очень радовалась тому, что теперь у неё появился младший братик. Как это часто бывает - отчим и мать Марианны всё своё внимание переключили на малыша. Нет, взрослые не забыли о дочери, она получала всё необходимое: питание, игрушки и всё что нужно для ребёнка. Было и внимание и родительское тепло, но всё это она получала мимоходом, как говориться по остаточному принципу. Марианна стала чувствовать себя на вторых ролях, в чём-то обделённой, забытой и даже ненужной. Раньше отчим по многу играл с приёмной дочерью, мама перед сном читала сказки. Теперь мама и отчим большую часть свободного времени уделяли именно младшему брату, а Марианну из детского сада забирал родной папа и привозил домой.
У папы теперь была новая семья. Марианне часто говорили, что она уже большая девочка и сама может о себе позаботиться. Уже со второго класса Марианна стала прогуливать уроки, ей нравилось без всякой цели ездить по всему городу, пересаживаясь с одного автобуса на другой. В третьем классе стала уходить из дома. Мама находила дочь или в новой семье отца или у бабушки, где она так же чувствовала себя ненужной и одинокой. Мать за эти отлучки наказывала дочь, но Марианна продолжала убегать из дома, в ночное время несколько раз задерживалась полицией, сотрудники которой и посоветовали обратиться за психологической помощью.
К сожалению, таких историй много...
ВЫВОДЫ:
После развода очень часто родители, устраивая свою жизнь в новых семьях, рожая новых детей и переключаясь на них, забывают о своих первенцах. У мам или нет времени на внимание и заботу к ребёнку, или нет желания это делать.
Заботы и внимания хватает только на одного. Такие мамы оправдываются: старший уже умеет всё делать сам, он уже большой. Воспитывают запретами и наказаниями, а раз большой, то воспитывают требованиями, а если проблемы с поведением, то пытаются воспитывать контролем, где уж там разбираться в чувствах.
У детей, на подсознательном уровне созревает дойной мотив: с одной стороны - бегство из дома, чтобы уйти от несправедливых требований и жесткого контроля, а с другой - способ привлечь к себе внимание, так как они становятся одинокими рядом с родными и близкими. Желание ребёнка, чтобы тебя признавали, заботились о тебе и любили остаются неудовлетворённым. Вместо этого, они чувствуют себя никому не нужными.
Побеги, как правило, демонстративны. Дети убегают туда, где их всегда можно найти. Укромные места, где дети обычно «зализывают» свои душевные раны родителям известны. Дети таким способом выпрашивают жалость к себе: ищут, значит, я им нужен , а получают новые оскорбления и затрещины.
Второй корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ.
Клинический случай: Мама девятилетней Маши, неудавшаяся артистка, она мечтала, чтобы дочка стала знаменитой актрисой. Папа же, спал и видел в дочери олимпийскую чемпионку-гимнастку. День Маши был расписан до предела: школа (учиться должна только на «пять с плюсом», «твои родители имеют высшее образование»), после школы ежедневные трёхчасовые тренировки по художественной гимнастике, театральный кружок перемежался музыкальными и танцевальными уроками (у будущей актрисы должно быть чувство ритма и пластика). Кроме того, углублённое изучение французского языка. Когда приходили гости, родители хвалились Машиными достижениями. А будущей звезде не хватало времени просто выспаться, а иметь подруг по двору или по дому - у Маши такого понятия не было. Предел есть всему и однажды Маша вместо музыкальной школы выбрала вокзал, где её нашли сотрудники муниципальной полиции через два дня.
Часто родители, не реализовавшие себя в жизни пытаются реализоваться и взять реванш через своих детей. Родители начинают навязывать занятия в различных кружках и секциях, музыкальных школах и творческих студиях. Эти направления сами по себе прекрасны и способны дать крылья для развития личности, но если подаётся без права выбора, без учёта интересов самого ребёнка, то способны стать кандалами рабства. Родители начинают думать: если мне не повезло, то пусть моя дочь, мой сын докажет им... Ребёнок не «козырная карта» и не средство доказательства своей исключительности.
Что ребёнку на самом деле нужно? Ребёнку необходимы родительская любовь, ласка, доброта, понимание, сочувствие и внимание. А что получают дети вместо этого? Тиранию долга, жесткие предписания, жестокую конкуренцию и принудительные работы в ненавистном кружке или секции. В итоге получают бесхребетное существо с поломанной судьбой, в других случаях - сына или дочь, у которых начинают формироваться протестное и бунтарское поведение и строптивый характер с асоциальными наклонностями.
Но признайтесь честно: сильно ли вы сами в детстве хотели ходить в секции, которые выбрали вам родители? Так почему же ребенок должен заниматься тем, что ему не слишком по душе? Оставьте сыну или дочери возможность выбрать то занятие, которое будет по душе или просто погулять с друзьями или сходить в поход с лидером, кому Вы доверяете. Ведь часто ребенок из вполне благополучной семьи убегает, если думает, что родители распоряжаются его временем, как хотят, не считаются с ним, не дают никакой свободы выбора. Поэтому прежде всего надо учитывать интересы, желания ребенка и не думать: «Вот он вырастет, тогда будет сам все решать!»
Третий корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - СКУКА, НЕЗАНЯТОСТЬ
Благодатной почвой для этой причины служат гормональные перестройки. Чаще всего убегают дети именно в пубертатный период 11-14 лет, когда начинаются взросление, конфликтность, упрямство и как следствие регулярные ссоры с родителями, с учителями и другими взрослыми.
Дети убегают из дома, когда...
- им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности)
- их сводит оскомина монотонности, однообразия (пассивность, безынициативность)
- они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях)
- они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность)
Родители создают условия для формирования этой зависимости, когда...
- перегибают палку контроля в отношении своих детей
- «перекармливают» любовью своих чад
- плотно окутывают своих детей постоянной опёкой
- для сына или дочери не оставляют возможности выбора
- не оставляют своим детям права на ошибку
- забывают о духовных потребностях и понятиях морали
- пресекается любая самостоятельность ребёнка
Чтобы заполнить вакуум впечатлений и хоть как то скрасить серость и однообразие жизни, дети прибегают к мечтаниям и фантазиям на темы дальних странствий, поэтому они так быстро «западают» на приключенческие фильмы,
легко попадают на крючок зависимости от азартных игр.
Неудовлетворённые потребности в поддержке, в понимании, в родительском тепле
и внимании делают таких детей очень доверчивыми. Как раз этим и пользуются
педофилы, заманивая в свои сети.
Когда Вы были вместе с сыном или дочерью в театре, на спортивном празднике? Ходили ли Вы в походы по интересным местам в окрестностях Вашего города?
Вспомните, часто ли вы ходили с ребенком в кино или парк развлечений?
Может быть Вы ездили вместе с детьми куда-то отдыхать?
Давали ли Вы выбор своему сыну или дочери самим выбирать спортивную секцию, студию или клуб по интересам?
Если - нет! Ищите возможности для этого и не откладывайте в долгий ящик для реализации задуманного. Это хорошая альтернатива желаниям убегать из дома в поисках острых ощущений.
Четвёртый корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - ЖЕСТОКОСЕРДИЕ
Часто родители наказывают своё чадо просто так, «для профилактики», чтобы впредь неповадно было ослушаться, на всякий случай. Ребенок начинает считать, что в семье его не понимают, что его не любят. Он начинает искать людей, которые могли бы его выслушать и защитить. А если Вы срываете злость и неудовлетворенность своей жизнью на своём собственном ребёнке регулярно, то ребенок убегает, уходя от несправедливых наказаний, протестуя таким способом против произвола, или чтобы забыться. К жестоким родителям дети сами не возвращаются практически никогда. Они уходят, стремясь избежать наказания, но знают, что, когда вернутся, будет еще хуже. Поэтому, даже если ребёнок виноват, не стремитесь наказать его сурово прежде всего с ним надо спокойно поговорить и выяснить причину проступка. Будьте справедливы по отношению к ребёнку, заботьтесь о нем, старайтесь решить все проблемы, и тогда ему не будет необходимости бежать.
Дромомания (пориомания, вагобандаж) периодически возникающее неудержимое влечение к перемене мест, скитаниям, бродяжничеству. Синдром уходов и бродяжничества встречается и при некоторых заболеваниях (шизофрении, эпилепсии), но чаще наблюдается при неврозах, психопатии, нарушениях развития личности. В динамике указанного синдрома существует определенная этапность. Первый, реактивный этап выражается ситуационно обусловленными и психологически понятными уходами. Второй этап характеризуется привычными, фиксированными уходами; появление таких уходов объясняют также патологические повышенными влечениями. На третьем этапе уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными (Иванова, 1972). В некоторых случаях удается выявить органику в височных долях головного мозга (данные магнитной резонанстной томографии структур головного мозга).
Пример маршрутов человека, объятого дромоманией:
1986 - 2004, 27 июля 87, Загорск,конец июля 94, Будапешт, 1 мая 95, Загреб, сентябрь 94, Гурзуф,27 августа 95, поезд Крым-Москва, 1-3 августа 95, трасса Крым-Москва,середина апреля 97, трасса Рига-Москва,22 июля 87, Симеиз, 27 июля 97, под Запорожьем, 31 марта 98, трасса Краснодар-Темрюк, 24-25 мая 98, под Судаком,26 мая 98, трасса Крым-Краснодар, 27 мая 98, трасса Краснодар-Ростов, 24 июня 00 В общем, по дороге в Великие Луки, деревня называлась Старая Торопа, а городок с другой стороны трассы - Торопец), уже совсем ошизев, в полудреме в финальном автобусе по дороге к деревне Сорокино,уезжая из Великих Лук, на вокзале): LETO, 2000, MOSCOW,2001,27 февраля 03, Воронеж, зима 97, поезд Москва - Таллинн (начало и конец) 16/17 марта 03, поезд Севастополь - Москва (середина), 7 июня 03, поезд Киев - Варшава, 22 июня 03, Амстердам, 22 сентября 03, трасса Севастополь - Симферополь, 9 октября 03, поезд Москва - Пермь, 17 февраля 04, трасса Херсон - Одесса, 3 марта 04, поезд Н-ск - Москва, 14 марта 04, самолет Москва - Нью-Йорк.
http://www.umka.ru/liter/stishki.html
Из творчества автора, которая называет себя umka
ДРОМОМАНИЯ (одно из стихотворений этого цикла): Я живу, пока бегу - Я иначе не могу. Я живу, пока лечу - Я иначе не хочу. В состоянии езды - Все невзгоды до п..ды. Если я остановлюсь - Как снежинка, растоплюсь. Просвищу по виражу, Всю заначку просажу, Как комета среди звезд, Распущу по небу хвост. Злое счастье беглеца - Без начала и конца. «При дромомании, т.е. влечении к бродяжничеству, у больного периодически возникает беспокойное, дисфорическое состояние, на фоне которого проявляется неудержимое влечение к перемене мест. Первоначально, как при всяком влечении, больной пытается подавить это возникающее стремление, но оно становится все более и более доминирующим, непреодолимым, и, наконец, достигает такой степени, что больной, страдающий им, не думая о борьбе, стремится к реализации влечения, часто, даже во время работы он бросает ее и отправляется на ближайший вокзал, пристань, нередко без копейки денег, никого не предупредив, садится на поезд, пароход и едет, куда глаза глядят. Эта поездка продолжается обычно ряд дней. Больной в это время плохо питается, бедствует, но тем не менее едет, меняет места. А затем все это проходит, наступает состояние облегчения, душевного расслабления. такого рода больные полуголодные, грязные, измученные возвращаются по месту жительства милицией или сами с трудом добираются обратно. Наступает, иногда очень недолгий, светлый промежуток, а затем ,через некоторое время. о характером циркулярости, опять появляется дисфорическое состояние и вновь со стереотипным сходством повторяется прежнее влечение .
(Лекция А.В. Снежневский Вопросы эпилептологии и психиатрии»
http://psychosphera.boom.ru/Snez/mnesis.htm
Прочитать другие статьи автора можно здесь:
- Воровать - так пароходы? (воровство: поведенческая зависимость)
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=21640 - Ониомания: страсть покупать
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=21076 -
- Трудоголизм: труд - наркотик и тирания долга
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=20719 -
- Адреналиномания
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=20229 -
- Зависимость к азартным играм
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=20528 -
- Решение проблем игровой зависимости
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=19908 -
- Телевидение – электронный наркотик
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=18454 -
- Что привезла лошадка? (профилактика наркомании в школах)
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=18396 -
- Душа в плену моих желаний (психология зависимостей)
http://www.medlinks.rurticle.php?sid=13305