С.Р.Соколовский
Каф. психологического консультирования, ПГЛУ, г. Пятигорск.
PashaPashin317@hotmail.com
Метод креативной прикладной медитации (модификации)- “САМ’’ является направлением когнитивно-поведенческой терапии и трактует процесс лечения, как рефлекторное переобучение с вероятными срывами, анализом ошибок и исправлениями. При этом виде лечения особенную важность приобретает «терапевтический контракт» с пациентом, где все принципы терапии оговариваются, включая необходимое число посещений (10-15), отношение к ошибкам, недоработкам и пропускам, как элементам лечения. Взимаются обязательства по посещениям и исполнению всех заданий.
1.Базовое формирование поведения обеспечивается через сенсорно-перцептивную систему, в которой выявляется первичное ощущение НЕЧТО , как продрома расстройства. Оно не идентично эмоции, восприятию, как и действию. Оно – индифферентно - рефлекторно. Как внешний вид предмета. Методика осуществляется за счет многовариантности индивидуального реагирования на один и тот же стимул (1), так же, как вид определенного
предмета на столе, у разных людей вызывает разные ощущения, чувства и действия.
2.Повышение мотивации производится через ежедневную, почасовую, градуированную оценку базового фактора (F), например, тяги к спиртному у алкоголиков от -3 до + 3. (принцип неопределенности Гейзенберга для физических тел, по видимому, применим и
к живым объектам. Составляется график с градированием базового фактора (2). Дни и месяцы - внизу. Баллы - слева, в блокноте.
3.Прэ этом эффективность вмешательства оценивается по формуле F=∑ Мt√C/RGv, ( F-эффективность, интегральное от мотивации (М), времени (t) , частоты (√ ), конгруэнтности модели для индивидуального сознания (С), обратно пропорциональное резистентности к вмешательству (R) и регулируемого градиента скорости (Gv). Психологические эпикризы составляются каждые 10-12 дней.
4.Очистка и фильтрация ощущений, эмоций, намерений и мыследействий, производится через дневник и вербальные сессии.
4.Особое значение придается анализу и фильтрации стимулов. Периферическая фильтрация-это работа с продромами и ощущениями. Центральная фильтрация - работа с восприятиями и намерениями (пониманием, распознаванием, предпочтением, направлением(3).Для этого используется десятеричный путь реструктуризации информации (4).
5.Используется сегментирование перцептивно - сенсорно- поведенческого акта, предварительное распознавание, предвосхищение через фильтрацию, толерантность и само-поощрение необходимых ощущений (пред - эмоций), а также превентивная само-мотивация через САМ (5) , как и развитие амбивалентного восприятия и несовместимого поведения.
6.В процесс консультирования вводятся понятия «смещенного поведения, сублимации, реструктуризации, конверсии.
7.Развивается и упрочивается несовместимое поведение. Развивается и упрочивается креативное, диалектическое амбивалентное восприятие (не ощущение). - «Аллах дал человеку различение (6). Разделяй ощущения и властвуй. Развивается дальнейшее разграничение ощущений и восприятий через распознавание.
8.Метод проб и ошибок, как приобретение индивидуального опыта, приветствуется. Каждый человек должен стать сам себе лекарем - САМ.
9.Самоподкрепление производится через «САМ»+ дневник + градуированные графики заинтересованных эмоций.
10.Отрицательное само- подкрепление производится через приобретенный индивидуальный опыт, самонаказание, раскаяние, дневник.
11.Обеспечивается экологическое выдавливаниение клиента в нужное несовместимое поведение.
12.Стимулируется инсайт - обучение за счет исследования обстановки, превентивного проектирования «in vitro», проб в уме . Имплементация САМ производится также через латентное, исследовательское обучение (7), повторные репетиции и самотренировки. «Повторение-мать учения».
13.Качественные изменения создаются за счет постепенного накопления и суммации мелких количественных изменений по всей патологической цепочке, как при микроэволюции (8).
14.САМ (5) существует, как превентивное самомотивционное, позитивное подкрепление через реструктуризацию информации, метапредметный (религия, медицина, прикладная психология) и компетентностный подход
Литература:
1.Д.Дъюсбери «Поведение животных».Сравнительные аспекты. Пер. с англ. М. Изд. «Мир», Москва, 1981, с. 204.
2.К.Прайор. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. Изд. «Селена +». М.,1995, с.71.
3.О.Меннинг. Поведение животных. Вводный курс. М., «Мир», 1982, с.90-92.
4.S.R. Sokolovsky. New psychotherapeutics Technique: “ACM”.OOO «Донской Издательский дом».Ростов-на-Дону, p.19
5.С.Соколовский. Новая психотерапевтическая техника: «АСМ» (Прикладная креативная медитация- applied creative meditation)- для решения психологических, психосоматических, ментальных, эмоциональных и личностных проблем пациента, изменения стиля жизни в интересах здоровья. Учебный курс. Пятигорск, 2006, -123 с.
6.Коран. Научное издание. Пер и коммент. И.Ю.Крачковского., М.1990,-727 с. – Сура 25: Различение. - с.296.
7.O.Меннинг. Поведение животных. Вводный курс. Пер. с англ. Москва, «Мир», 1982, с.274-275.
8.Там же, с.240.
13.12.2006.Печатается с разрешения автора