В наших больших городах все больше и больше открывается новых и интересных супер-маркетов. В Москве сегодня можно найти практически все, что душе угодно, от огромных магазинов до элитных бутиков. И большинство посетителей магазинов женщины, которые нуждаются в тепле, заботе и жизненной новизне. Эта статья посвящается интересной проблеме, которая носит в сленге практической психологии название – шопомания. Многие психологи обращают внимание на факты, которые свидетельствуют о том, что страсть совершать безумное количество покупок может негативно повлиять на жизнь человека. Хотелось бы поразмышлять и очертить границу между нормальным желанием делать покупки (обновлять свою жизнь) и зависимостью от этого процесса. И если мой читатель, осознает, что подвержен этой зависимости, то, эта статья может помочь контролировать свое поведение и чрезмерные желания покупать, иногда ненужные товары.
Итак, шопомания(шопоголизм, ониомания) или как ее называют магазиная зависимость это навязчивое желание совершать покупки в количествах, превышающие разумные пределы. Более интенсивно психологические исследования этого явления ведутся США, стране с самым большим в мире потреблением товаров и услуг. По данным Американской психологической ассоциации в этой стране насчитывается от 12 до 25 миллионов шопоголиков, людей подверженных данному синдрому. В Англии данная цифра составляет около одного миллиона человек. В России пока нет достоверных исследований на эту тему. Некоторые западныепсихологисклонны называть шопоголизм заболеванием, т.е. придавать ему медицинский статус. Шопинг может приносить человеку большую гамму позитивных эмоций, радость, возбуждать интерес, формируя при этом стойкую зависимость, которая представляет человеку временный суррогат счастья.
Нейрофизиологические исследование шопоголизма выявили интересные данные, говорящие о том, что в момент выбора товара и его приобретения женщины охвачены эмоциями, рациональный разум практически отключен. Почему именно женщины сильно подвержены ониомании? Ответ прост. Женщина сильно нуждается в чувствах и эмоциях, в отличии от более рационального мужчины. И женщина получает эти эмоции, пусть и не по отношению к мужчине, а к вещам и окружающему их перформансу. Потребность женщины испытывать сильные позитивные эмоции, удовлетворяется в совершении покупок. Итак, шопоголизм это бесконечно длящийся аффект, который завершается с прекращением денег.
В состоянии шопинг-аффекта человек постоянно чувствует желание покупать. До самого шопинга, идет продолжительная подготовка – сбор информации о распродажах, новых магазинах, множество пустых разговорах о покупках. В момент покупки женщина лишается главного – возможности выбирать, рационально оценивать и критиковать свои покупки. Последовательность действий заменяется импульсивностью. Впоследствии, осмотр своего огромного гардероба, позволяет сделать вывод, что лишенные смысла покупки и траты входят в систему. Вещей становиться так много, что приходится их отдавать или выкидывать. Имеются все признаки зависимости, например, срывы, после сильного желания завязать и «никогда в жизни не ходить туда», с последующим осуждением себя.
Экономические негативные последствия спонтанных покупок – это большое количество незапланированных расходов, которые ложатся на бюджет семьи. Человек одержимой магазинной зависимостью встречается с большим количеством упреков у себя дома от близких людей. Женщину, склонную к шопомании, в момент покупки, совершенно не волнуют то, как та или иная покупка отразиться на материальном благополучии его и его семьи (рациональный разум отключен).
Отрицательным (со стороны психики) последствием является большое чувство вины, которое присутствует у человека после завершения шопинга и оценки (в спокойном состоянии) последствий для бюджета. Женщина начинает ругать себя, обвинять, бывают случаи когда, в семье после визита в магазин отсутствуют деньги. Самообвинение это агрессия, направленная на самого человека, вызывает негативные последствия для организма, например головные боли, сильные отрицательные эмоции. Из-за постоянных трат совершается большое количество ссор в семье, возникают проблемы на работе. Возможно отторжение друзей, ведь не каждый захочет сопровождать вас в магазин, часами дожидаясь вас у выхода.
Иногда, человека, находящегося в супермаркете (особенно в разгар распродаж, когда есть много желающих на одну и ту же вещь), посещают крайне негативные эмоции, например гнев. Такое можно было наблюдать в начале 90-х в России, когда за каждую вещь была цела битва. Из психологии стресса, известно, что это может сопровождаться негативными изменениями в сердечно-сосудистой системе, провоцировать повышение артериального давления и другие нежелательными реакциями в организме.
Причины шопомании различны. Можно говорить о нескольких гипотезах возникновения этой зависимости. Так, например, часто сталкиваешься с мнением психологов (особенно психоаналитической ориентации), утверждающие, что ониомания, как и любая другая зависимость берет свои истоки из детства. Это мнение исходит из представления, что маленький ребенок, не получивший в своем детстве достаточного количества тепла, любви, «законсервировал» эти потребности. И формой разрешения этого внутреннего конфликта становится поиск психологического утешения. Т.е. взрослый человек, покупая себе вещи, ублажает себя, продолжает быть ребенком (вернее посылает в свое прошлое сколько-то любви и тепла), получая хоть и на небольшой срок удовольствие от этого. Имеет место бессознательная возрастная регрессия, хорошо известная специалистам в области гипнотерапии. Но эта гипотеза лишь частично объясняет истоки зависимости и происходит из психоаналитических представлений на психику человека.
Мне хотелось бы затронуть роль общества в развитии ониомании. Бурное развитие шопоголизма в современном обществе берет свое начало из доминирующей роли средств массовой информации (СМИ) в жизни современного человека. Особенно это касается размещения в СМИ рекламы. Речь может идти о рекламном терроризме в отношении нашей психики. Население европейских стран и Америки, буквально утопает в разнообразных рекламных предложениях. Здесь и телевизионный магазин «на диване» и громадные красочные плакаты, которые рассказывают о сказочных, манящих скидках и новых коллекциях – целый мир, насыщенный яркими красками, ароматами. Все это возбуждает желание покупать, эмоционально «заводит» попавшего в этот шопинговый мир человека.
Тратить деньги - является потребностью современного человека. Данная потребность имеет свою идеологию, которая сформирована обществом потребления. Приведу некоторые утверждения, формирующие эту ценность: зачем работаешь, если не можешь потратить деньги? Если тратишь деньги, значит, ты состоялся в жизни! Можешь купить эту вещь, значит ты удачливый человек! Более подробно мы можем найти освещение этой темы в книге Э. Фрома «Иметь или быть». Т.е. само общество, сформировав данную потребность, поддерживает зависимость. Любая прослушиваемая или просматриваемая реклама, если не в прямую будет подталкивать вас к совершению покупки конкретного товара, то по крайне мере в обход сознания будет поддерживать идею о том, что деньги нужно куда-то потратить.
Покупая тот или иной товар, мы покупаем нечто большое. Люди приходят в магазин не только за конкретным товаром, но например, за простым человеческим вниманием, так не хватающего в нашей жизни. Вдумайтесь, огромное количество супермаркетов, проводят психологические тренинги, обучая свой персонал умению общаться. Продавец становится своеобразным психологом, потакая желаниям посетителей своего магазина. Все это манит. В современном обществе, магазин является некой отдушиной, где тебе представляют искусственное понимание, до тех пор, пока ты не отдашь свои деньги в кассу. Внимание и интерес к себе, теплое общение – то, что сейчас сильно востребовано. Отсутствие этих базовых вещей ведет к развитию замкнутости, депрессии. Т.е. даже не сама вещь дает утешение, сколько, прилагающийся к ней антураж.
Неналаженные взаимоотношения с близким мужчиной, или просто их отсутствие важная причина шопоголизма. Женщина должна чувствовать, ощущать, сильно эмоционально реагировать на чувства мужчины именно сейчас. Но если этого нет, то возможно шопинг даст эмоциональный суррогат счастья. Это ситуационный компонент в развитии этой зависимости. Испытывая душевное одиночество, женщины идут на бессмысленные траты, в надежде обрести покой, пусть и на небольшой срок. Часто покупка, повышает самооценку, привлекает внимание других мужчин. Формируются цепочки убеждений, мыслительных вирусов (мимов), заставляющие женщин снова и снова бежать в магазин. Так формируются личные убеждения, соседствующие с вышеназванной потребностью тратить деньги (одобряемой обществом).
Важное свойство шопоголизма, как зависимости, это цикличность (формирование замкнутого круга, в который попадает человек). Неудовлетворенная глубинная потребность создает дискомфорт, депрессию, как средство избавление от этого покупки и через какое-то время разочарование, угнетенное состояние.
Так как же бороться с этой зависимостью? Для начала необходимо зафиксировать для себя и понять, что это проблема. Если вы ходите в магазин каждую неделю, это не значит, что у вас шопомания. Чтобы быть модным человеком, соответствовать своему времени, вносить, что-то новое в свою жизнь следует обновляться. Но, если у вас очень низкий контроль в момент совершения покупок, или после них вы понимаете, что потратили деньги зря, стоит задуматься – не является ли это проблемой? Под шопоманией может скрываться одиночество или депрессия. И нужно найти определенную силу воли, чтобы начать решать эту проблему.
Если причиной шопомании, является недолюбленный ребенок, «живущий у вас внутри», то, будут уместны психологические методы возрастной регрессии. Они помогут вернуться на какое-то время в свое детство и будут гаранты встречей с этим нежным и ласковым существом, нуждающимся в заботе взрослого человека. И можно потратить какое-то время, чтобы подарить ему свою любовь. Такая психологическая работа называется общение с внутренним ребенком. Ее можно делать для психологической профилактики. Нужно вспомнить травмирующие ситуации в своем детстве и мысленно перенестись к ней, и поддержать самого себя.
В качестве средства профилактике можно предложить информационную изоляцию от любой рекламы. Подумайте, как именно вы можете оградить себя от рекламы в СМИ. И помните, что даже пассивное выслушивание каких-либо рекламных предложений записывается в ваше бессознательное и потом может активизироваться. Решите куда можно направить свое внимание?
Формируйте свои жизненные ценности. Возьмите ответственность за свою жизнь в свои руки. Ведь если нам что-то навязывается, то это происходит только по тому, что мы отдали этот вопрос на откуп случаю. Сделайте инвентаризацию своих ценностей. Включите в этот список ценностей такие, которые оберегут вас от нежелательных трат.
Если причина шопомании лежит в неустроенных семейных отношениях, то следует понять, что наладить их в чужом магазине не удастся и лучше обратиться к психотерапевту.
Павел Пономарев, психолог, психотерапевт
Москва (495) 481-71-64; 8 (916) 584-97-24