Нас часто беспокоит наше произношение. Но самую большую тревогу мы испытываем, когда видим, что наш самый лучший на свете малыш путает звуки или даже не произносит некоторые. Тогда забавный детский лепет перестает быть таким "милым", и мы начинаем обзванивать многоопытных подружек в поисках старых, "испытанных" средств, которые на деле не всегда верны и эффективны. Не лучше ли обратиться к логопеду и получить квалифицированный совет?.
"Сыну 5 лет, у него плохо поднимается язычок из-за короткой уздечки и звуки "р" и "л" плохо получаются. Необходимо ли подрезать уздечку?"
В этом случае - необходимо. Это ускорит постановку звука. "Могу ли я сама по пособию "Сам себе логопед" попробовать поставить звуки?"
Попробуйте, если сможете установить контакт с ребенком. Есть дети, которые охотно занимаются с чужими, а с родителями отказываются это делать. Упражняйтесь с ребенком в игровой форме.
"Что такое дислалия и чем отличается сложная дислалия от простой?"
Это обычное нарушение звукопроизношения. Если ребенок неправильно говорит один звук - это простая дислалия, если несколько - сложная.
"У меня нет явных нарушений звуков, но я часто невнятно бормочу. С чего мне начать, чтобы речь стала чистой и чёткой?"
Это просто - на гласных звуках вам нужно широко открывать рот.
"В каком возрасте надо обращаться с ребенком к логопеду?"
Считаю, что не позднее 4 лет.
"Чем можно заняться дома с ребенком самостоятельно, какие упражнения порекомендуете?"
Все упражнения, что дает логопед, можно делать самостоятельно. Помогают любые брошюрки на эту тему, например, "Сам себе логопед". Есть стишки, специальные альбомы с картинками, к примеру, альбом Малярчука.
"Подскажите, пожалуйста, как избавиться от логоневроза. Еще в детстве меня напугали, и с тех пор у меня временами появляется заикание"
Вам нужна помощь одновременно невропатолога и логопеда. Нужно заниматься дыханием. Может быть прописан комплекс успокаивающих средств. Это определяется только индивидуально. Правда, в подобных случаях бывают рецидивы - от стресса заикание может возникнуть снова.
"Моя дочь (5 лет) гнусавит. Если ее одергивать, просить повторить правильно, проговаривать слово вместе с ней, то она начинает говорить нормально, но потом забывается и опять гнусавит. Пожалуйста, подскажите, как от этого избавиться?"
Попробуйте обратиться к отоларингологу, проверить, нет ли у вашего ребенка аденоидов, ренолалии. Но скорее всего, раз при "одергивании" девочка говорит нормально, дефектов может и не быть, просто нужен постоянный контроль над ее речью.
"Хочу спросить: в каком возрасте ребенок начинает говорить букву "р"? Стоит ли беспокоиться, если в семье кто-то страдает подобного рода нарушением?"
Некоторые опасения есть, но это зависит от ребенка. Если малыша можно усадить, чтобы делать упражнения, то с 4 лет (долго не тяните) этим и займитесь.
"Сыну четыре с половиной года, до сих пор не говорит и из-за этого отстает в развитии от своих сверстников. Употребляет слова типа "удя", "адя", "баба", "баю", "няму" и множество звуков. Сделали все проверки головного мозга и слуха - все в порядке".
Немедленно к специалистам! Рекомендую сходить и к невропатологу, и к психоневрологу. Протестировать все реакции.
"Сыну 6,5 лет, учится в 1-м классе. Наблюдаются частые пропуски букв при написании слов. С чего начать?"
Это признаки дисграфии. Надо проговаривать слова по слогам, потом каждый звук в слоге и только после этого писать.
"У нас близнецы - девочка и мальчик, им два года и четыре месяца. Дочка очень хорошо разговаривает - осознанные предложения из 4-5 слов, сын пытается за ней повторять. Но меняет местами слоги: мо-ко-лё (молоко) и т.д. Со временем это проходит, еще месяц назад он почти во всех сложных словах менял местами слога. Сейчас осталось слов пять. Я постоянно исправляю его, произнося слова правильно, но он повторять правильно не хочет, а твердит свое "петель (теперь) моколё!". Стоит ли "напрягаться"? Я читала, что в школьном возрасте у детей, меняющих слоги, могут возникнуть проблемы с правописанием..."
Вам еще рано беспокоиться, тем более что у него и так "со временем это проходит".