Вил.Доков♦, И.Стоянов♠, В.Доков*, Ст.Чуров♠
♦ Кафедра судебной медицины и деонтологии, Медицинский университет Варна, Болгария. ♠ Отделение судебной медицины, Многопрофильная больница активного лечения г.Руссе, Болгария. * Кафедра общей и клинической патологии Медицинский университет Варна, Болгария.
Введение
В мировом масштабе дорожно транспортные происшествия являются причиной смерти в 2,1%. Примечательно что, среди травматически причин смерти ДТП занимают 22,8%, а военные действия всего 3,4% [4]
К сожалению тяжелые дорожно транспортные происшествия не столь редки. Если у судебных медиков есть и опыт в организации проведения судебно медицинской экспертизы, то тяжелые ДТП с участием иностранных граждан требует создать особую организацию учитывающею некоторые особенности.
Цель
Целью нашей работы на примере организации судебно – медицинской экспертизы при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, выявить некоторые специфические вопросы с учетом международного характера инцидента и описать наш опыт в решении этого не легкого практического проблема.
Материал и методы
Материалом для исследования послужили дневниковые записки судмедэкспертов, судебно – медицинские документы погибших и раненых, материалы до судебного и судебного расследования дорожно транспортного происшествия. Данные обработаны методами альтернативного и вариационного статистического анализа.
Результаты и обсуждение
Автобус международной регулярной линии следовавший по маршруту Турция –Болгария – Румыния 07.04.1993 года потерпел крушение при тангенциальном ударе движущейся в противоположном направление грузовой машине с прицепом. Инцидент произошел на мосту через реку Янтра поблизости города Бяла, Руссенской области.В результате удара автобус упал с 15 метровой высоты в реку. Погибло 28 человек и было ранено 12 человек граждан 3 стран (Табл.1). Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) данный инцидент относится к III группе, а согласно исследованиям [1, 3] к антропогенным катастрофам малого размера.
Таблица 1. Распределение пострадавших по странам.
| Убитые | | | Раненые | | | Всего | | |
Страна | n | % | ± | n | % | ± | n | % | ± |
Румыния | 24 | 85.71 | 14.00 | 10 | 83.33 | 23.10 | 34 | 85 | 12.00 |
Молдова | 3 | 10.71 | 34.99 | 1 | 8.33 | 54.16 | 4 | 10 | 29.4 |
Турция | 1 | 3.75 | 37.23 | 1 | 8.33 | 54.16 | 2 | 5 | 30.20 |
Всего | 28 | 100 | | 12 | 100 | | 40 | 100 | |
В результате своевременной реакции сил Гражданской обороны и полиции вскоре после происшествия раненые били доставлены в больницы (Табл.2)
Таблица 2. Распределение раненых по больницам области.
Больница | n | % | ± |
Руссе | 5 | 41.67 | 43.21 |
Полски Тръмбеш | 2 | 16.66 | 51.64 |
Бяла | 5 | 41.67 | 43.21 |
Всего | 12 | 100 | |
и распределены в соответствующие профилированные отделения (Табл.3).Анализ травматических повреждений показал,что причиной смерти погибших у 17(60,71 ± 23.21%) является утопление, в 7(25±32.07%) случаях – грудная травма и у 4(14,28±34.28%) сочетанная травма [2].
Таблица 3. Распределение жертв ДТП по профилям отделений.
Отделение | Убитые | | | Раненые | | | Всего | | |
| n | % | ± | n | % | ± | n | % | ± |
Судебная медицина | 28 | 100 | - | 0 | 0 | - | 28 | 70 | 16.97 |
Хирургические | 0 | 0 | - | 7 | 58.33 | 36.52 | 7 | 17.5 | 52.66 |
Нейрохирургические | 0 | 0 | - | 2 | 16.66 | 51.64 | 2 | 5 | 30.20 |
Ортопедические | 0 | 0 | - | 2 | 16.66 | 51.64 | 2 | 5 | 30.20 |
Реанимационные | 0 | 0 | - | 1 | 8.33 | 54.16 | 1 | 2.5 | 30.60 |
Всего | 28 | 100 | | 12 | 100 | | 40 | 100 | |
Работа судебных врачей началась непосредственно после аварии осмотром места происшествия и участием в транспорте погибших в судебно-медицинское отделение областной больнице в г. Руссе. На этом этапе в мероприятиях участвовали 2 судебных врача из областного центра. (Табл.5). В результате правильной оценки судмедэкспертов из областного центра и органов следствия учитывающей объем, сложность и специфический характер работы были вызваны подкрепления из Медицинского университета в Варне включающие одного судмедэксперта и одного патологоанатома – оба асистенты на одноименных кафедрах [1]. В результате этого решения сформировалась группа в составе 3 судмедэкспертов и 1 патологоанатома продолжившею начатую работу.
Уже на второй день после ДТП было произведено вскрытие 7 трупов, а один был полностью идентифицирован и транспортирован на родину. (Табл.5). На 3-ий, 4-ый и 5-ый день были проведены 21 вскрытий и идентификаций и закончилась подготовка к транспорту тел в Румынию.
Состояние трупов было удовлетворительным и не вызывало проблем с идентификацией. Тем не менее у 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные признаки (Табл.4).
Таблица 4. Распределение количества характерных идентификационных признаков (n) среди погибших (№).
Идентификационные признаки | № | n |
Протез правого глаза | 1 | 1 |
Характерные татуировки | 2 | 1 |
Состояние после гистеректомии | 3,4 | 2 |
Необходимо отметить, что качеству и скорости работы способствовали органы полиции ограничивший доступ в судебно-медицинское отделение родни жертв и журналистов.
Таблица 5 - а. График работы по дням.
День | Транспортировка трупов по маршруту | Количество трупов | Осмотр места происшествия | Вскрытия, консервация, элементы идентификации | Идентификация |
07.04.1993 | Бяла - Руссе | 28 | 2 | - | - |
08.04.1993 | Руссе - Турция | 1 | - | 7 | 1 |
09.04.1993 | - | - | - | 7 | - |
10.04.1993 | - | - | - | 13 | - |
11.04.1993 | Руссе - Румыния | 27 | - | 1 | 27 |
Ограничение доступа ни в коем случае не нарушало права граждан на информацию. Начиная с 2 дня после аварии судмедэксперты ежедневно с 21 по 22 часов участвовали в пресконференциях специально организованых для представителей средств массовой информации.
Для близких погибших приехавших в Руссе было отведено специальное помещение где они вместе с одним судебным врачом подтверждали идентичность погибших.
На 5-ый день, после окончании работы тела погибших были транспортированы на Румынскую территорию где была организована вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв.
Таблица 5 - б. График работы по дням.(продолжение)
День | Прэссконференции | Оформление документов перед румынскими и болгарскими властями | Написание экспертиз | Потверждение идентификации. |
07.04.1993 | - | - | - | - |
08.04.1993 | 21 – 22 ч. | 7(25± 32.07%) | 7(25± 32.07%) | 1 (3,75± 37.23%) трупа 1 судмедэкспертом, полицейскими органами и родней жертвы |
09.04.1993 | 21 – 22 ч. | 7(25± 32.07%) | 7(25± 32.07%) | - |
10.04.1993 | 21 – 22 ч. | 13 (46,42±27.11%) | 13 (46,42±27.11%) | - |
11.04.1993 | - | 1 (3,75±37.23%) | 1 (3,75± 37.23%) | 27 (96,42±7.00% ) трупа в Румынии с участием 2 судмедэкспертов, родней жертв и румынскими властями |
Не на последнем месте надо коротко охарактеризовать роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.Сотрудничество с ним ускорило цикл работ за от осмотра места происшествия до транспортировки трупов.Бюро осуществило контакт с эго заграничными партнерами, подготовило документы погибших вместе с представителями посольств, болгарскими властями, осуществило доставку транспортных гробов, произвело консервацию трупов, оформило таможенные документы и в конечном счете осуществило перевозку жертв через государственные границы по место-назначению.
Выводы
Среди жертв тяжелого ДНП самое большое 24 (85.71%) количество было среди румынских граждан. Среди раненых так же преобладали(83.33%) граждане Румынии.
Самая большая нагрузка среди специализированных больничных отделений пришлась на судебно-медицинское (70%) и хирургическое (17.5%) отделение.
У 4 (14.28±34.28) погибших были установлены характерные идентификационные признаки.
Мы выявили некоторые особенности организации работы:
• Вторичная идентификация с участием большего количества близких и родни жертв.
• Положительная роль Бюро по репатриации трупов иностранных граждан*.
* Название изменено
Литература
1. Алевизопулос Г. – Масови бедствия – съдебно медицински аспекти. . В: Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и експертизи.73 – 82. Ст.Загора, 1994 год.
2. Доков Вил., И.Стоянов, В.Доков, Ст.Чуров - Анализ травматических повреждений при тяжелом ДТП с иностранными гражданами, 2007; http://www.medlinks.rurticle.php?sid=28856
3. Попзахариева В. – Бедствени ситуации и проблеми на медицинското осигуряване. В: Организация на огледа при масови бедствия, медицинска помощ и експертизи.5 -13. Ст.Загора, 1994 год.
4. D.Mahan et al – Road traffic inury prevention trading manual. WHO; 2006