Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Лежим и отдыхаем .. | Работаем в неудобном положении или в .. | Упражнение 2 - запрокидываем голову .. | Лечение хронического холецистита .. | Упражнение 6 - повороты головы .. |
1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ
Квалифицированное использование психодиагностических методик прежде всего зависит от уровня знаний о тех психических свойствах, на диагностику которых эти методики направлены. В этом разделе мы не собираемся давать полное изложение достижений современной дифференциальной психологии. Это обширная научная дисциплина, заслуживающая отдельного учебного пособия. Тем не менее классификация психодиагностических методик требует умения ориентироваться в основах классификации психических свойств, краткое изложение которой дается в настоящем параграфе. Кроме того, понимание смысла определенных классов психических свойств и их проявлений у детей поможет будущим педагогам сориентироваться в педагогическом значении соответствующих психодиагностических методик. В разделе 1.1 мы уже познакомились с различением четырех основных типов (классов максимального уровня общности) психических свойств: стилевых и мотивационных черт личности, способностей и психических состояний. Здесь начнем с того, что попытаемся углубить понимание этого принципиального для психодиагностики различения. ЧЕРТУ ЛИЧНОСТИ следует понимать как устойчивую предрасположенность (диспозицию) к определенному поведению, сложившуюся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов, либо в силу наличия определенных склонностей (установок, привычек) — стилевых особенностей поведения. Таким образом, одно и то же поведенческое проявление в одном случае может быть результатом влияния мотивационной черты, в другом — результатом влияния стилевой черты, в третьем — результатом их совместного согласованного влияния. Рассмотрим, например, такую черту, как «замкнутость». Она может быть результатом потребности в «уединении», в стремлении человека побыть одному и «с самим собой». А может быть, она возникает как следствие отсутствия «коммуникабельности» (общительности) — стилевой черты, обусловливающей трудности в общении, установлении контакта с малознакомыми людьми. Во втором случае ребенок может искренне желать общаться, но его стилевые особенности мешают ему в этом. Таким образом, по одному-единственному поступку (поведенческому симптому) мы заведомо не можем судить о том, какого рода черта определила этот поступок — мотивационная или стилевая. Это тем более невозможно, когда мы имеем дело не столько с поведением, обусловленным внешними стимулами, сколько с полнокровной психической деятельностью, спонтанной активностью человека, обусловленной множеством различных внутренних факторов.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Возрастные аспекты социально-психологичгеской структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возникает примерно в пятилетнем возрасте (это не означает, что д .. читать далее
Закономерности развития класса как психологической общности
Класс, как всякая малая группа, развивается согласно общим закономерностям психологической динамики группы. С другой стороны, существуют некоторые особенности развития детской группы. Сначала несколько слов об общих моментах. Традиционная линия подхода к развитию группы как психологической общности базируется на выделении двух основных сфер — эмоциональной (экспрессивной) и деловой (инструмента .. читать далее
4.5 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ Типы профконсультаций
Основы научного подхода к профессиональной ориентации начали складываться с середины прошлого века. Одной из первых теорий профессионального выбора стала трехфактор-ная теория профориентации Ф. Парсонса (1908). Главная идея состояла в выделении трех факторов, или фаз, профориентационной работы: первая включает изучение психических и личностных особенноетей претендента на профессию (психодиагнос .. читать далее
Принципы и технология развивающей профконсультации
Развивающая (активизирующая) консультация лишена главных недостатков директивной: она не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, а рассматривает ее как главный фактор правильного выбора. Основ-" ной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть включе .. читать далее
|