:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Введение .. | Сядем правильно .. | Отдыхаем после активных занятий .. | Упражнение 1 - отводим голову назад .. | Позвоночник .. |


Методика СК — «Соотнесенные качества»


Методика предназначена для изучения отношений подростка к лицам ближайшего окружения через соотнесение своих собственных качеств с качествами хорошо известных ему людей.

Инструкция испытуемому:

1. Напишите 5 качеств человека, хорошо вам известного, желательно сверстника, которого вы считаете лучшим. Обозначьте его инициалы и пол. Это необходимо для того, чтобы качества «брались» только у этого человека, а не «с потолка».

2.         Напишите 5 качеств также хорошо известного вам человека, желательно сверстника, который является именно для вас самым непривлекательным. Обозначьте его инициалы и пол.

3.         Напишите 5 качеств хорошо известного вам человека, желательно сверстника, которого вы считаете самым обычным, средним, ничем не выделяющимся. Обозначьте его инициалы и пол.

4.         Напишите 5 собственных положительных качеств.

 

5.         Напишите 5 собственных отрицательных качеств.

6.         Напишите 5 качеств, которые вы формируете у себя или хотели бы сформировать.

7.         Напишите 5 качеств, от которых вы хотели бы избавиться.

Видение в другом человеке определенных качеств означает выделение их среди других качеств — ориентиров, наиболее значимых для испытуемого. С ними человек обычно соотносит свои действия.

Применительно к исследованию отклоняющегося поведения целесообразно «провести» по методике весь класс или группу учащихся и выделить то общее, что будет являться фоном, на котором выделяются

отклонения .

В целом весь перечень качеств, которые получены по группе, их набор и расположение могут также характеризовать особенности взаимоотношений с

тем окружением, которое видит каждый индивид. Свои собственные качества они соотносят с качествами всех как с системой ориентиров, где качества лучшего — объект приближения, качества непривлекательного — объект избегания, а качества среднего — тот массив, к которому человек либо поединяется сам, либо стоит над ним, либо ниже его.

Качества других людей создают сферу ожиданий. Такая сфера — основа для сравнения своих качеств с чужими. Значимо, как индивид относится к «среднему» человеку, считает ли его пассивным и не заслуживающим внимания, или опасным, являющимся постоянным источником тревоги и враждебным или тем, на кого не обращают внимания. У трудных подростков возможно и презрение к «средним», и наделение их пренебрегаемыми чертами.

Поэтому в отличие от методик с заданным перечнем качеств в методике СК качества не навязываются и не задаются заранее: их набор и система предпочтений, иерархия определяются самим индивидом.

Полученные данные обрабатываются следующим образом. Материал всей группы (класса или иной выборки) анализируется на предмет частоты встречаемости тех или иных качеств в основной массе. Например:

Лучшие Непривлекательные Средние

1.            Отзывчивый (12) 1. Хитрый (8) 1. Аккуратный (7)

2.                         Добрый(Ю) 2. Подлый (7) 2. Тихий (6)

3.            Старательный(Э) 3. Нахальный(б) 3. Старательный(5)

4.            Внимательный(З) 4. Вредный(5) 4- Обычный(5) б....

10....

Допустимо объединение по смыслу. Например: «энергичный», «работоспособный», «любит трудиться», «добрый», «доброжелательный». Процесс объ-

единения сложный и требует привлечения компетентных судей.

Полученный материал рассматривается как общий фон, с которым сопоставляются индивидуальные варианты. Отклонения здесь констатируются по резкости «выступания» из общего фона, по предпочтению качеств, типичных для делинквентов («надежный», «не выдает», «верный», «есть дух»), или по качествам неодобряемого человека («дешевка», «продажный», «шкура»). Особенно значимым представляется набор, которым наделяют «типичного среднего». Это либо боязнь («вредный», «садист», «урод как все», «примазывается ко всем»), либо пренебрежение, возникающее, как правило, в связи с поддержкой группой делинквентов («трус», «предатель», «карьет», «маменькин сынок», «свисток»).

Чаще всего отклонение сказывается в нарушении инструкции. Как правило, определяются не качества, а роли или трафареты, идущие от «блатного мира». Другая особенность — наделение всех отрицательными качествами.

Все подростки с любыми достаточно отчетливо «выступающими» особенностями отношения к качествам должны стать предметом специального анализа.



Похожие по содержанию материалы:
Методика СК — «Соотнесенные качества» ..
Лечение запоров ..
Возрастные аспекты социально-психологичгеской структуры класса ..
Принципы и технология развивающей профконсультации ..
Введение ..
Сядем правильно ..
Отдыхаем после активных занятий ..
Упражнение 1 - отводим голову назад ..
Позвоночник ..
Упражнение 5 - наклоны головы в стороны ..
Когда вы испытываете значительную боль ..
Нет боли, одеревенелая шея ..
Лечение хронического панкреатита ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Методика СО — СВ «САМООЦЕНКА — САМОВЫРАЖЕНИЕ»

Методика направлена на определение степени значимости для индивида отдельных общезначимых личностных качеств и на выражение различий в предпочтении отдельных качеств.

Методика основана на использовании тенденций каждого индивида к выделению себя из социальной среды путем сопоставления степени выраженности

своих качеств с качествами других людей. Такое подчеркивание различий .. читать далее




4.4. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми

сталкивается учитель, работающий с классом. Такое птальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.

Во-первых, к .. читать далее




Психологическая структура школьного класса

В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную)- Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Так, например, в коллективе учителей ф .. читать далее




1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

Квалифицированное использование психодиагностических методик прежде всего зависит от уровня знаний о тех психических свойствах, на диагностику которых эти методики направлены. В этом разделе мы не собираемся давать полное изложение достижений современной дифференциальной психологии. Это обширная научная дисциплина, заслуживающая отдельного учебного пособия. Тем не менее классификация психодиагн .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100