:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Диагностика в лрофконсультации .. | Что делать, если приходится долго си .. | Лежим и отдыхаем .. | Работаем в неудобном положении или в .. | Упражнение 2 - запрокидываем голову .. |


4.3. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ


*

От научного редактора:

Материал, изложенный в данном параграфе, служит яркой иллюстрацией тех трудностей, которые возникают при диагностике определенных свойств

личности, осознаваемых самим испытуемым как социально порицаемые. Неискушенным в психодиагностике педагогам иной раз кажется, что асоциальные тенденции в поведении подростка сами собой «бросаются в глаза» (особый жаргон, нагловато-циничная манера держаться на людях и т. п.). Но на самом деле вовсе не всегда внешняя манера, поза соответствуют реальной готовности к совершению асоциальных, противоправных действий.

Автор данного параграфа Л. Б. Филонов — специалист с большим практическим опытом работы в области диагностики отклоняющегося поведения подростков — делает акцент на использование особого комплекса методик, являющегося оригинальной модификацией «ТЕСТА ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ» ( 2-4), предусматривающей свободное порождение испытуемым любого словесного материала. Такая изощренность методического инструментария вызвана тем, что обычные тест-опросники в данном случае не работают: нередко реальный ДЕЛИНКВЕНТ — подросток с устойчивыми противоправными тенденциями — выдает защитную, социально-желательную информацию, а обыкновенный ребенок с законопослушным поведением, но эмоционально не сбалансированными реакциями — негативистскую, нонконформистскую информацию.

К сожалению, за рамками параграфа остался ряд иных методических приемов, используемых в практической работе по диагностике уровня и мотивов отклоняющегося поведения (проективные рассказы по картинке, уночные техники). Определенную пользу в диагностике отклоняющегося поведения может дать специальный показатель склонности к делинквентности в уже упомянутом в 4.2 опроснике ПДО (Личко, Иванов, 1981). Но практически все эти методики, как и описанные в данном параграфе, требуют специальной профессиональной подготовки

для их проведения, что может отчетливо увидеть каждый читатель данного параграфа.

Представление об отклонениях у подростков часто ассоциируется со своеобразным «выходом» отдельных их действий за рамки ранее устоявшегося поведения. Констатируется, что привычные отношения, а также общение и взаимодействие со средой нарушаются. Исследователями признается, что такой стиль поведения остается типичным для всех лиц этого возраста. Но в то же время всегда ищут грань, которая определяет допустимые варианты отхода от стандартного и типичного стиля общения в область опасных тенденций, возникающих в этот период. Потребность в такой дифференциации существенно значима, поскольку именно в подростковом возрасте может возникнуть ряд необратимых асоциальных образований в структуре личности. Именно это определяет повышенную значимость всего, что связано с диагностикой личности подростков. Как правило, исследователи сходятся во мнении, что процесс диагностики подростков затруднен. Последнее обусловлено рядом факторов, которые связаны и со спецификой коммуникации с подростком, с его новыми тенденциями, с особенностями его личностных качеств и свойств в разных ситуациях.

Предлагаемые принципы диагностики отклонений в поведении подростков разработаны на основе применение специальных техник диагностики. Применение многих многомерных методик и тестов позволило сформулировать ряд основных принципов диагностики подростков с отклонениями в поведении. Эти принципы явились основой для конструирования специальных методик, позволяющих одновременно измерять степень отклонений и выявлять наиболее значимые отклонения по наиболее важным параметрам.

Существенной особенностью проведенной работы явилось установление того факта, что практически можно существенно сократить длительность обследования, если реализовать программу диагностики не только по методикам, но и во время обычного общения. Это возможно при условии устранения психологических барьеров, которые всегда имеют место между трудным подростком и взрослым.

Принципы и созданные на их основе методики позволяют решить ряд проблем:

—       установить величину отклонения (от норм, от образцов, от принятого стиля поведения),

—       выяснить степень приближения к определенному типу отклонения,

* — выяснить характер отклонения (его специфику, сферу, где произошло отклонение),

—             установить причину отклонения,

—       определить направление возможного развития по пути начавшегося отклонения.

В пределах этих проблем решаются вопросы, связанные с реализующими механизмами отклонения, цепь звеньев, определивших последовательность отхода от нормативов, создание контура нового типа поведения. При решении этих проблем возникает необходимость определить мотивы, порождающие отклонения, а также качества, формирующиеся в связи с имеющимся поведением.

Исходя из особенностей личности подростка и особенностей типичных отклонений, можно выделить некоторые принципы, которые являются исходными при работе с подростками:

а) первичный учет линии отклонения и величины отклонения,

б) анализ качеств подростка как оперативных единиц, которыми постоянно пользуется подросток,

в) выделение особенностей его представлений и того смысла, который он вкладывает в определенные для всех стандартизированные понятия (разделение общепринятого значения и личностного смысла).

Эти принципы диагностики базируются как на особенностях, пущих всем подросткам, так и на явлении «поиска предела допустимого», свойственного подросткам с отклонениями в поведении. Основу этого явления составляют следующие особенности поведения и системы представлений подростков:

—       поведение как испытание своих качеств;

—       поведение как исследование возможных реакций со стороны ближайшего окружения;

—       поведение как попытка манипулирования и оперирования качествами, как своими, так и качествами лиц ближайшего окружения;-

—       система возражений и сопротивлений строится с акцентом на нормы справедливости (ссылка на игнорирование справедливости и «всеобщее нарушение норм». Этим подростки оправдывают свое поведение);

—       как правило,, коммуникация затруднена в связи с возникшими превентивными барьерами (смысловым, эмоциональным, тактическим);

—       попытка изобразить свои личностные особенности практически путем специфического демонстративного поведения;

•— обычно это демонстрация инструментальных качеств, «вращающихся» вокруг наиболее ценного для подростка приобретения — воли;

—       создание своего собственного «фонда представлений» о мире и об окружении (это тот мир, в котором подросток ориентируется);

—       готовность противодействовать и создавать свои собственные границы пониманий и представлений (представления подростков чаще всего резко отличаются от общепринятых).

Принципы могут быть разделены на две категории: принципы диагностики величины отклонения и принципы анализа характера самого отклонения.



Похожие по содержанию материалы:
4.3. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ ..
Методика СО — СВ «САМООЦЕНКА — САМОВЫРАЖЕНИЕ» ..
Психологическая структура школьного класса ..
Закономерности развития класса как психологической общности ..
Диагностика в лрофконсультации ..
Что делать, если приходится долго сидеть ..
Лежим и отдыхаем ..
Работаем в неудобном положении или в ограниченном пространстве ..
Упражнение 2 - запрокидываем голову назад ..
Лечение хронического холецистита ..
Упражнение 6 - повороты головы ..
Нет результата ..
Повторяющиеся боли ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Диагностика величины отклонения

а) Отсчет от нормативов. Это отсчет от общеизвестных правил (правило, норма, право). Это анализ отрицательного поступка, когда нарушено правило. Либо это нарушение специального норматива, созданного обычаем, либо нарушение правовых норм (тогда это правонарушение или преступление). Это выход за грань, отклонение типа «переход границы дозволенного». Это нарушение заранее зафиксированного предпи .. читать далее




Методика СК — «Соотнесенные качества»

Методика предназначена для изучения отношений подростка к лицам ближайшего окружения через соотнесение своих собственных качеств с качествами хорошо известных ему людей.

Инструкция испытуемому:

1. Напишите 5 качеств человека, хорошо вам известного, желательно сверстника, которого вы считаете лучшим. Обозначьте его инициалы и пол. Это необходимо для того, чтобы качес .. читать далее




Методика СО — СВ «САМООЦЕНКА — САМОВЫРАЖЕНИЕ»

Методика направлена на определение степени значимости для индивида отдельных общезначимых личностных качеств и на выражение различий в предпочтении отдельных качеств.

Методика основана на использовании тенденций каждого индивида к выделению себя из социальной среды путем сопоставления степени выраженности

своих качеств с качествами других людей. Такое подчеркивание различий .. читать далее




4.4. ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень проблем, с которыми

сталкивается учитель, работающий с классом. Такое птальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.

Во-первых, к .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100