:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Психологическая структура школьного .. | Закономерности развития класса как п .. | Диагностика в лрофконсультации .. | Что делать, если приходится долго си .. | Лежим и отдыхаем .. |


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ 4. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ<br >4.1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ


Переход к вариативным моделям среднего образования не избавит учителей от того, что в классы будут попадать РАЗНЫЕ дети, обладающие индивидуально-психологическими различиями. Более того, серьезные исследования показывают, что в классах, собранных из однотипных детей, скорость обучения и особенно процесс социализации, наоборот, замедляются, так как ребенок недополучает внешних стимулов для активной ориентировки в ситуации. Таким образом, учитель просто обречен на то, чтобы уметь строить работу с классом с учетом различий в психологии детей.

Как уже говорилось во введении к настоящему учебному пособию, все возможные задачи, для решения которых требуется школьная психодиагностика, можно условно разбить на две категории: а) задачи, для которых необходима информация, получаемая с помощью высокоспециализированных тестовых методик, находящихся в компетенции специалистов-психологов, б) задачи, которые оперативно возникают перед любым учителем-предметником и требуют от учителя умения самостоятельно применять простейшие процедуры тестирования или аналитического наблюдения.

К числу таких задач типа б) в предыдущей части книги была отнесена задача использования и/или конструирования объективных тестов для оперативной диагностики уровня предметных знаний.' ( 3.7). Эти методы напрямую связаны с таким ведущим традиционным фактором педагогической обратной связи в процессе управления учебной деятельностью детей в школе, каким является оценка школьной успеваемости.

Но, как это хорошо известно, отметки не являются единственным видом педагогического воздействия на учащихся. Более того, как мы увидим ^в настоящем параграфе, психологически грамотная педагогическая работа должна строиться на ограничительной, сугубо функциональной трактовке роли и места «отметок» в системе воздействия на сознание и личность данного конкретного школьника, обладающего особым, нередко уникальным сочетанием личностных качеств.

Следует различать здесь «аттестационную оценку», которую школа должна выставлять ученику весьма редко (это, может быть, даже не «четвертные» и не годовые оценки, а оценки за цикл обучения в несколько лет, определяющие перспективы дальнейшей учебной или профессиональной карьеры учащегося), и «оперативную оценку» — промежуточную меру воздействия, призванную прежде всего правильно стимулировать и подкреплять учебную деятельность школьника. По сути дела, «аттестационные оценки» школа должна выдавать по запросу внешнего учреждения — они ориентированы вовне, а «оперативные оценки» — сугубо внутренний педагогический инструмент. Они должны быть подчинены логике индивидуального, дифференцированного подхода к ученику, то есть, во-первых, учитывать его индивидуальную историю успехов и неудач в овладении данным школьным предметом, а во-вторых, что наиболее важно, учитывать возможную субъективную реакцию данного школьника на данную конкретную оценку в данной конкретной ситуации.

Тем самым и выставление оценок, не говоря уже про другие, более тонкие педагогические приемы воздействия на ученика, должно строиться на базе некоторого оперативно уточняемого и корректируемого «профиля личности ученика».

С помощью батареи специальных тестов и процедур профессиональные психологи могут построить для данного ученика очень широкий и дифференцированный профиль личностных качеств, включающий общие и специальные способности, свойства индивидуального стиля деятельности и общения и т. п. Но наличие такой возможности не отменяет необходимость ведения каждым учителем (прежде всего классным руководителем) систематической работы по самостоятельному построению и коррекции простейшего профиля индивидуальности учеников своего класса с помощью достаточно простых процедур оценки, опирающихся на стандартизированную методику.

В данном параграфе и будет обоснована и описана одна из подобных методик, стандартизирующих результаты педагогических наблюдений, — КСПШ-60.



Похожие по содержанию материалы:
Лечение болезни Крона ..
Практические упражнения с методикой КСПШ-60 ..
4.3. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ ..
Методика СО — СВ «САМООЦЕНКА — САМОВЫРАЖЕНИЕ» ..
Психологическая структура школьного класса ..
Закономерности развития класса как психологической общности ..
Диагностика в лрофконсультации ..
Что делать, если приходится долго сидеть ..
Лежим и отдыхаем ..
Работаем в неудобном положении или в ограниченном пространстве ..
Упражнение 2 - запрокидываем голову назад ..
Лечение хронического холецистита ..
Упражнение 6 - повороты головы ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Советский период в психодиагностике

Педология и психотехника подвергались критике, в особенности за формальное использование теоретически не обоснованных тестов. Следует признать, что частично эта критика была обоснованной. Вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно .. читать далее




Обоснование методики КСПШ-60

КСШП-60 расшифровывается как «Контрольный Список Прилагательных Школьный — 60 пунктов». Методика названа так в соответствии с международной психологической традицией, именующей стандартизированные списки личностных качеств, обозначенных прилагательными, аббревиатурой КСП. Полный перечень КСПШ-60 с поведенческими определениями и контрольным заданием на их понимание приводится в Приложе .. читать далее




Практические упражнения с методикой КСПШ-60

Первым хорошим практическим упражнением по усвоению системы факторов «Большая пятерка» могло бы быть самостоятельное построение студентами циркуляторных моделей, аналогичных той, которая дана на 5, для других 9 пар факторов (на основе приложения 3). Легко подсчитать, что общее число плоских циркограмм из 5 факторов равно числу парных сочетаний из 5, то есть 10.

Второе практическое упраж .. читать далее




Дифференциальные педагогические воздействия

Теперь, после того как мы познакомили вас с методикой КСПШ-60 и моделью В5, обсудим, как можно использовать эту методику и получаемые с ее помощью личностные профили в повседневной учительской работе,

Во-первых, Вы, как будущий учитель, не должны недооценивать психодиагностический потенциал той богатой информации, которую Вы получаете от поведения учащихся на уроках. На самом деле, учите .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100