:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Диагностика учебных достижений .. | 3.7. ОПЕРАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ .. | ПСИХОЛОГИКА ИСПЫТУЕМОГО .. | ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ .. | Психодиагностический потенциал комме .. |


Краткая история дефектологической диагностики


Система обучения детей с недостатками развития — это область педагогической практики, где психологическая диагностика имеет особенно важное значение. Психодиагностика здесь является важной составной частью комплексного, проходящего с учетом разных специалистов обследования, на основании результатов которого решается судьба ребенка.

Не удивительно поэтому, что, когда печально знаменитым постановлением ЦК ВКП (б) в 1936 году было запрещено применение тестов при обследовании детей в целях отбора в специальные школы, все же психологические диагностические методики фактически продолжали применяться, хотя и в нестан-дартизированном виде: обойтись без них было невозможно. Развивающая система обучения детей с недостатками развития не может существовать без отбора и диагностики детей с отклонениями в развитии.

История дефектологической диагностики тесно связана с зарождением интеллектуальных тестов. Здесь сформировались основные понятия, используемые при диагностике умственных способностей или уровня умственного развития. Такими понятиями являются умственный возраст и интеллектуальный коэффициент ( 1.3).

Следует сказать, что определенные причины для отрицательного отношения к интеллектуальным тестам а 30-е годы были. Во многих случаях при обследовании детей, отстающих в учении в обычных школах, для того, чтобы определить, не являются ли они умственно отсталыми, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ (в частности, слабо адаптированные к нашим условиям тесты Бине—Симона) применялись в качестве единственного диагностического средства, а интеллектуальный коэффициент служил единственным показателем умственной отсталости. При этом чаще всего тесты применялись не специалистами-психологами, а людьми, не имеющими необходимых знаний — учителями, администраторами, которые не могли отличать нарушения развития от так называемой ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ, обусловленной фактическим дефицитом общения ребенка со взрослыми и вызывающей в особо тяжелых случаях ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Основной результат применения батареи интеллектуальных тестов — суммарный интеллектуальный показатель ( IQ ) — не дает достаточных данных для дифференциального диагноза- Он может свидетельствовать лишь о некотором отставании уровня умственного развития, но не дает оснований для установления природы отставания. Суммарный показатель может быть ниже среднего из-за трудностей в решении задач наглядно-действенного и наглядно-образного характера, а может быть следствием отставания в речевом развитии. Эти сложности отмечаются и исследователями в тех странах, где стандартизованные тесты широко применяются в целях психодиагностики нарушений развития, например в США (А. Анастази, 1982).

Очевидно, при психодиагностике нарушений развития необходимо пользоваться не суммарным показателем, а сопоставлять результаты выполнения всех заданий, входящих в батарею тестов, то есть анализировать структуру профиля тестовых результатов. Следует отметить, что такой способ представления результатов психологического тестирования впервые был-предложен российским психиатром и психоло гом Г. И. Россолимо (1910). Рассматриваемый в на стоящей главе подход ( таблицу 2) также пред ставляет собой некоторый аналог профильного под хода, поскольку в нем используется сопоставление показателей по разным психическим функциям.

Неквалифицированное применение тестов неизбежно вело к тому, что не принимались во внимание особенности личности ребенка, условия и особеннос ти его развития, задания применялись неверно. Игнорировалась клиническая характетика ребенка, т. е. состояние его здоровья во всех аспектах. В результате многие дети с нормальными возможностями психического развития оценивались как умственно отсталые и направлялись во вспомогательные школы. Число вспомогательных школ стало непомерно расти, а в некоторых регионах количество детей, диагностированных как умственно отсталые, достигало 8% от всей школьной популяции, что примерно в 3 раза превышает реальный показатель распространенности умотвенной отсталости.

Осознавая все это, психологи и другие специалисты, принимавшие участие в диагностике и отборе детей в специальные детские учреждения» при шли к необходимости развернутого обоснования и закрепления в практике комплексного подхода к диагностике нарушений развития и отбора детей в специальные детские учреждения. Опираясь на ряд положений Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и их сподвижников, используя наиболее передовые идеи зарубежной дефектологии, отечественные специалисты сформулировали основные принципы диагностики в целях отбора детей с недостатками развития: КОМ ПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД к изучению ребенка с участием разных специалистов — врачей разных специальностей, психолога, педагогов; системный и КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ выявляемых нарушений развития психической деятельности (в отличие от чисто количественного подхода, который реализуется при использовании стандартизированных тестов); учет возрастных особенностей ребенка и условий его развития; выявление не только актуальных, но и потенциальных возможностей обследуемого.

В настоящее время комплексный междисциплинарный подход к диагностике закреплен в «Положениях об отборе детей с нарушениями развития», которые разработаны применительно к каждому типу специальных дошкольных учреждений и школ.



Похожие по содержанию материалы:
Структурный анализ ..
Одаренность и ее структура ..
Лечение хронического неязвенного колита ..
3.5, ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ПРЕДМЕТНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ..
Диагностика учебных достижений ..
3.7. ОПЕРАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ..
ПСИХОЛОГИКА ИСПЫТУЕМОГО ..
ТРУДНОСТЬ ЗАДАНИЙ ..
Психодиагностический потенциал коммерческих игр ..
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ 4. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ<br >4.1. ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ И ..
Обоснование методики КСПШ-60 ..
4.2. АНАЛИЗ И КОРРЕКЦИЯ ПРИЧИН ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКА ..
Методика СК — «Соотнесенные качества» ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Современное состояние дефектодиагностики

Несмотря на то, что принципы диагностики нарушений развития были разработаны, практика психологической диагностики при отборе детей с недостатками развития в специальные образовательные учреждения находится на том же уровне, на котором она оказалась в конце 30-х гг. после запрещения применения психологических тестов. Из всех перечисленных выше диагностических принципов реализуется лишь комплекс .. читать далее




Учет закономерностей развития

Особо важное значение имеет использование представлений Л. С. Выготского о ЗОНАХ АКТУАЛЬНОГО и БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ, о роли помощи взрослого в раскрытии потенциальных возможностей ребенка, его «обучаемости», как теперь принято говорить. Эти представления Л. С. Выготского нашли свое практическое методическое развитие в разработке обучающего эксперимента (Т. В. Егорова,

1973; .. читать далее




Структурный анализ

Определенные пути для оценки результатов психологического диагностического обследования могут быть предложены в значительной мере независимо от того, с помощью каких тестовых заданий получены психологические данные. Единственным важным условием является достаточно полный охват обследованием всех основных компонентов структуры. К таким компонентам относятся как совершенно очевидные, определяющие .. читать далее




Проблемы стандартизации

Заслуживают внимания еще несколько проблем психодиагностики нарушений развития.

Первая из них — проблема применения единой системы стандартизованных тестов в целях психодиагностики нарушений развития. Как уже отмечалось, в России такие тесты не используются. И это не только потому, что они специально не разрабатывались. Существуют объективные обстоятельства, которые делают невозможным со .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100