|
Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Поясним, что под сбором данных в таблице имеется в виду сам процесс тестирования; под обработкой — стандартизация ответов (необходимый этап в методиках со свободным ответом), подсчет баллов по ключам и интерпретация по нормам; хранение и доступ — размещение информации в систематизированном виде, облегчающем доступ для ее повторного использования. Понятно, первый вариант является самым архаическим, так как накопленный опыт показывает, что бумажное (по существу архивное) хранение затрудняет повторный доступ к накопленным психодиагностическим данным, не позволяет быстро найти данные по нужному школьнику, проанализировать динамику изменения каких-то показателей в течение нескольких лет обучения. Другое дело — использование компьютерных баз данных. Для этого достаточно единственного персонального компьютера и любой системы (ОБОЛОЧКИ) для создания и оперирования простейшими табличными БАЗАМИ ДАННЫХ типа «объект-признак» (в данном случав «испытуемый — психическое свойство»). Простейший вариант такой системы, очень удобный для начинающих пользователей, включен, например, в многоцелевой пакет офисной информатики MS Works (существуют русифицированные версии этого пакета как для операционной системы DOS , так и для Windows ). Можно воспользоваться также такими известными, но более сложными оболочками, как Paradox , DBase , Fox - Base . Все задачи хранения и информационного поиска можно решить и в таких мощных электронных таблицах, как MS Excel или Lotus 1-2-3. Если в администра-тивнохозяйственных целях в школе уже используется какая-то база данных, то наверняка в ней можно создать специальные файлы (для отдельных классов) для хранения психодиагностической информации. Против чего следует предостеречь — так это против того, чтобы поддаваться на уговоры разработчиков-программистов, предлагающих свои услуги по созданию специализированных баз данных. На это уйдет наверняка много времени и денежных средств, а продукт будет намного менее надежным и удобным, чем уже существующие. Следует также предупредить о том, что, к сожалению, отечественное программное обеспечение для «учета кадров», в принципе пригодное для хранения главной биографической информации о всем контингенте учащихся школы, пока олабо ппособлено для хранения психодиагностической информации. Дело в том, что в этих специализированных оболочках, как правило, задан фиксированный набор информационных полей (соответствующий принятому стандарту в учете кадров), и вы не можете добавить свои собственные поля (для записи психодиагностических показателей). Таким образом, даже используя совершенно неформализованную методику сбора и обработки данных, ее результаты все равно можно и нужно вводить в компьютер, иначе они будут просто пылиться в бумажных архивах. До сих пор самым распространенным во всем мире следует считать третий вариант: бумажный сбор и последующая компьютерная обработка и хранение. Несмотря на пришествие эры компьютеров для многих классов психодиагностических методик традиционная «бумажная» технология сохраняет свое значение. Более того, на сверхкомпьютеризированном Западе бумажным буклетам и бланкам до сих пор отдается предпочтение на этапе сбора данных. Но после сбора данных вся собранная психодиагностическая информация обязательно вводится и хранится в компьютерных базах данных. Казалось бы, почему же не перейти сразу к варианту 4 и не автоматизировать сам сбор данных, то есть производить его в режиме диалога с компьютером, ведь в каждой западной школе уже сегодня так много компьютеров? Здесь сказываются как минимум три обстоятельства. Во-первых, работа с текстовым БУКЛЕТОМ (сборником заданий в виде картинок, текстов и чисел), с карандашом и опять же с бумажным БЛАН КОМ (ответным листом) все же гораздо более привыч ное занятие для большинства учащихся. [Примечание о карандаше. Профессиональная организация БЛАН КОВОГО ТЕСТИРОВАНИЯ предусматривает выделе ние каждому испытуемому именно карандаша с ластиком, а не ручки: испытуемому разрешается в случае чего стирать свои ответы ластиком, так как это обеспечивает затем более однозначную интерпретируемость исправлений, что не дают всевозможные варианты зачеркивания пересмотренных выборов ручкой]. Во-вторых, это дешевле, так как экономится компьютерное время в компьютерных классах. Но правда, надо оговориться, что это дешевле только в том случае, если последующий ввод данных в компьютер для обработки производится не вручную, как это зачастую бывает у нас, а с помощью специального считывающего устройства (фотоввод, или скан-нер), который автоматически считывает заштрихованные кружочки на особых строго стандартных ответных листах, и, кроме того, есть доступная производительная множительная техника, которая позволяет множить такие ответные листы по мере возникновения потребности с достаточной точностью (для того, чтобы сканирующее устройство потом безошибочно вводило информацию). В отсутствие таких СКАНИРУЮЩИХ устройств труд операторов по вводу данных в компьютер оказывается довольно долгим и дорогим, кроме того операторы привносят в данные неизбежные ошибки «от себя» и их надо обязательно проверять (хотя бы выборочно). Третье обстоятельство — западные специалисты-практики предпочитают пользоваться классическими методиками, которые отрабатывались именно в «бумажной» форме, и они строго следуют методическим требованиям даже тогда, когда имеют дело с вполне формализованным тестом, который очень быстро и легко может быть переведен на компьютер. В условиях нашей российской школы существует ряд обстоятельств, которые делают более перспективным использование везде, где это возможно, не варианта 3, а сразу варианта 4. Это следующие обстоятельства: а) В России работа по созданию и психометрической отладке психодиагностических методик в нашу компьютерную эпоху только разворачивается, поэтому она часто сразу же осуществляется в компьютеризированной форме. Часто в научно-методических центрах используется сбор данных именно в РЕЖИМЕ ДИАЛОГА с компьютером, так что нормы по тестам накапливаются именно для варианта 4. б) Многие российские школы уже сейчас лучше оснащены компьютерной, чем множительной техникой, так что нередко оказывается более дешевым вариантом загрузить после уроков компьютерный класс психодиагностическими обследованиями (иначе он будет занят любителями компьютерных игр), чем заказывать дорогостоящие множительные работы по подготовке бланков и буклетов, или вести эту подготовку кустарным способом. в) Современный уровень развития специализированного программного обеспечения позволяет решать в единой программной системе для автоматизации ТЕСТОВОГО ДИАЛОГА и задачи стандартизированной психодиагностики и педагогической диагностики (контроля знаний учащихся). Например, система ТЕСТ АН (распространяется фирмой «Гуманитарные технологии в МГУ) позволяет любому пользователю, умеющему только печатать на компьютере тексты, реализовать без всякого программирования любой текст с выбором из заданного варианта ответа. Понятно, что это может быть и личностный опросник, и интеллектуальный тест, и тест для контроля знаний ( З.б). В принципе стандартный компьютерный класс, оборудованный учительским компьютером-сервером (оснащенным дисковым запоминающим устройством для хранения программ и данных) и ученическими компьютерами, связанными в сеть, — это вполне пригодная база проведения психодиагностических обследований в режиме многопользовательского диалога (т. е. в режиме группового тестирования). Однако при эксплуатации компьютерного класса с СЕТЕВОЙ КОНФИГУРАЦИЕЙ следует приобретать особое программное обеспечение: необходимо выяснить, ппособлен ли тот или иной компьютерный тест (или универсальная оболочка для тестового диалога) для работы в условиях сети. Использование компьютерного класса, естественно, создает для школы производные кадрово-органи-зационные проблемы. Большинство школьных пси хологов не получают пока необходимой компьютерной подготовки и нуждаются в помощи либо операторов, обслуживающих класс, либо учителей информатики, которые отвечают за работу этого класса. Иногда эти проблемы бывает проще решить, если привлечь в помощники школьному психологу кого-либо из старшеклассников. Не секрет, что многие старшеклассники сегодня разбираются в компьютерной технике гораздо лучше, чем взрослые. Надо только надлежащим образом официально оформить их трудовые отношения со школой. Пусть это будет определенная форма производственной практики. Небольшая, даже чисто символическая оплата этого труда — отличный педагогический стимул, подкрепляющий первые трудовые усилия молодых и способных людей. Тем более, что без такого серьезного и заинтересованного отношения к порученному делу никак не решить важную проблему информационной безопасности (к «утечки» психодиагностической информации, к которой получают доступ безответственные люди, всегда существует). Конечно, следует не забыть продумать организацию дела так, чтобы старшеклассники имели доступ только к результатам учеников более младших классов, но не оказывались перед соблазном изучать психодиагностическое «досье» своих одноклассников. Все перечисленные здесь организационно-технические проблемы делают понятным, почему в некоторых ситуациях наилучшим вариантом их разре- шения оказывается создание (возможно, на базе какой-то одной школы) районного психодиагностического центра, хорошо укомплектованного как программно-методическими средствами, так и в кадровом отношении. Именно туда направляются по определенному заранее согласованному графику ученики из всех окрестных школ. Банки данных, накопленные в таком центре, должны рассматриваться как собственность той школы, чьи ученики проходили обследования. При компьютерной организации хранения данных эти собранные данные легко скопировать на дискету и перенести на местный компьютер школы-собственника. Но чтобы вся эта система работала без сбоев, все заинтересованные школы должны вносить какой-то денежный или материально-технический вклад в функционирование районного психодиагностического центра, объединив свои усилия на основе многостороннего кооперативного договора. Кадровое обеспечение такого центра должно предусматривать как минимум три ставки: школьного психолога-методиста с полноценным высшим психологическим образованием (он же руководитель центра), лаборанта-психолога (с укороченным психологическим образованием), техника-программиста для компьютерного обеспечения работы центра. На вооружении такого центра должен быть как минимум один автономный микрокомпьютер, находящийся в безраздельной собственности центра, а также как минимум одно копировально-множительное устройство. В конфигурацию компьютера должны входить: память на жестком диске от 500 мегабайт, устройство архивации данных на ленте (стриммер) и специальное сканирующее устройство для ввода данных с бланков. По программному обеспечению компьютер должен быть прежде всего совместим с компь ютерами, установленными в компьютерных классах районных школ. В большинстве случаев это компьютеры в стандарте IBM с операционной системой, разработанной Microsoft ( MS DOS или MS Windows ). Крайне желательно оснащение компьютера МОДЕМОМ (устройство межкомпьютерной связи по телефонным линиям) и обеспечение выхода в какую-либо из доступных в данном регионе сетей электронной почты (речь идет о платном абонировании «почтового ящика» в такой сети). Кроме того, этот центр должен использовать (лучше всего на формализованных арендных основаниях) компьютерный класс (или еще лучше классы) тех школ, которые он обслуживает. Если объединившиеся школы имеют типовые компьютерные классы, то квалифицированному технику-программисту не составит труда в течение одного-двух часов развернуть программное обеспечение для тестирования в новом компьютерном классе. Понятно, что такой центр должен быть размещен в небольшом специализированном помещении, где и должны храниться все собранные данные. Доступ в это помещение должен контролировать руководитель центра. Заманчивые перспективы для быстрого скачка в подъеме уровня школьной психодиагностики в России создает широкое внедрение СЕТЕЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ (электронной компьютерной почты). В этом случае не надо тратить время и средства на дорогостоящие визиты и медленную обычную почту: обмен «методика-данные» между всеми участниками психодиагностической работы (включая и федеральные центры) может быть реализован по линиям телефонной связи, к которой подключаются компьютеры, оснащенные модемами- Это создает перспективы многократного ускорения как процесса распростране ния по стране наилучших и наиболее отработанных тестов, отвечающих самым взыскательным требованиям, так и процесса сбора региональных и федеральных тестовых норм по этим тестам. Так называемое «дистанционное» (новое название для заочного) обучение с использованием электронной почты также облегчит задачу подготовки кадров. Возможно и оперативное получение еще неопытными специалистами необходимых им консультаций на начальных этапах работы и в особо сложных случаях. Для этого достаточно выслать по компьютерной сети введенный в компьютер сырой протокол и можно получить из центра наиболее точную интерпретацию этого протокола. Именно активная информатизация общества позволяет с оптимизмом смотреть на будущее российской образовательной психодиагностики. Ключевые слова: разделение компетенции, лицензия, сертифицированные методики, буклеты, бланки, бланковое тестирование, тестирование в режиме диалога, компьютерное сканирование данных, оболочки тестового диалога, оболочка баз данных, сетевая конфигурация, модем, сети телекоммуникации, электронная почта. |
Задача данного параграфа — дать студентам общую ориентировку в том, по какой логике можно выделять и классифицировать отдельные задачи, наиболее типичные для школьной психологической службы.
Условно все задачи, возникающие во взаимодей ствии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологиче ские. В первом случае цели и методы р .. читать далее
Понятие «ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ» закрепилось в нашей возрастной и педагогической психологии сравнительно недавно. Это обусловлено появлением сразу нескольких вариантов вступления дошкольников в школьную жизнь — с шести или семи лет, по трех- или четырехлетней программе обучения в младшей школе, а также относительная свобода школ в выборе программы обучения в начальной школе, равно как и в отборе де .. читать далее
С самого начала в решении вопросов готовности к школе существовало два направления, внутри которых были представлены также весьма разнообразные, а иногда и противоположные точки зрения.
Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники этого подхода как при первом появлении этой проблемы, так и до настоящего времени определяют готовность к школе по сформированнос-ти у дошкольников У .. читать далее
Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплек ты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерны .. читать далее
|