Различают парные сравнения по предпочтению и по сходству. В первом случае мы имеем дело с более трудоемким и надежным вариантом методики ранжирования. Отличие в том, что когда испытуемый сравнивает все пары объектов — каждого с каждым, то возникает возможность получения дополнительной ценной информации — о противоречиях в системе предпочтений. Это так называемые «нетранзитивные тройки». Например, испытуемый предпочитает красный цвет синему, синий — зеленому, а зеленый почему-то ставит выше красного. Круг замыкается. Эти данные могут быть весьма ценными в проф-консультации, когда выбор идет из небольшого круга реально доступных и обсуждаемых школьником профессий.
При большом числе объектов методика парных сравнений оказывается слишком трудоемкой и продолжительной. Например, при 10 объектах необходимо выполнить 9 • 6=45 сравнений, и это еще выполнимо, а при 20 уже 19* 10=190, и это уже очень тяжело из-за большой монотонности этого задания.
Часто за противоречиями (за нетранзитивными тройками) лежат разные субъективные критерии сравнения, разные личностные конструкты. Для их выявления применяется, кроме упомянутого выше сравнения по тройкам, парное сравнение по сходству. Для каждой пары объектов испытуемый дает суждение о том, насколько они похожи или близки между собой. Получается матрица N • N , которая затем обрабатывается различными компьютерными методами, и объекты автоматически размещаются в семантическом пространстве, Следом возникает задача интерпретации координат этого пространства. Лучше всего, когда она решается в диалоге с самим испытуемым, это отличный материал для углубления контакта и взаимопонимания с испытуемым.
Вырожденный случай парных сравнений по сходству — методика сортировки. Здесь каждой паре объектов испытуемый ставит в соответствие фактически один из двух возможных баллов сходства — «похожи» или «непохожи», так как все сходные объекты испытуемый помещает в один класс. Методика позволяет охватить гораздо больше объектов, так как более экономична. Это.могут быть 80—100 названий профессий (в профконсультации), известных людей (артисты, спортсмены, политики, ученые) и т. п.
Показано, что чем больше количество классов, на которые сортирует испытуемый объекты, тем более разветвленной и дифференцированной является внутренняя система понятий испытуемого, а также более аналитичным является его так называемый «когнитивный стиль».
Методику сортировки удобно применять при КОГНИТИВНОЙ ДИАГНОСТИКЕ — для изучения уровня сформированности системы понятий в какой-то научной или профессиональной отрасли знаний. Для этого надо предложить вначале выполнить данную методику эксперту — специалисту в данной области, а затем результаты учащегося сравниваются с эталонными результатами специалиста. В результате быстро можно понять, где именно в голове учащегося осталась неразбериха и путаница.
Определенной разновидностью парных сравнений является «КАУЗОМЕТРИЯ» (Головаха, Кро-ник, 1982). В этом случае испытуемый сначала называет наиболее важные события своей жизни в прошлом и ожидаемые события в будущем, а затем для каждой пары событий оценивает наличие «причинных» связей (каузальных связей). Возникает причинная графическая схема, показывающая основные «линии жизни», их возможные переплетения, противоречия, умы. Методика очень полезна как подспорье в работе консультанта по проектированию карьеры (профконсультанта). Ее проведение значительно облегчается при наличии компьютерной программы « LifeLine »: компьютер сам предъявляет испытуемому все пары событий для оценки и сам строит каузальный граф на экране дисплея.
В заключение данного раздела еще раз повторим, что большинство методик шкалирования требуют более высокой квалификации исполнителя, чем стандартные тесты. Но отдельные из них могут быть использованы для массового тестирования учащихся педагогами, работающими под руководством школьного психолога.
Ключевые термины: графическое шкалирование, семантический дифференциал, семантический профиль, семантическое пространство, тест конструктов, репертуарные решетки, ранжирование, парные сравнения, каузометрил.