:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Учет закономерностей развития .. | 3.4. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ И СТРУКТУР .. | Интеллект .. | Связь интеллекта и креативности .. | Система возрастной диагностики умств .. |


Ранжирование


Одна из многочисленных модификаций техник шкалирования представлена методиками ранжирования. В этом случае испытуемому дается перечень слов или развернутых названий объектов (либо графических стимулов), и его задачей оказывается расположить их по порядку убывания (или возрастания) какого-то признака. Наверное, самая известная реализация этой техники представлена тестом «цветовых предпочтений» Люшера, когда испытуемый раскладывает на столе б цветных карточек — по критерию «нравится — не нравится».

Очень часто с помощью техник шкалирования измеряется самооценка. Это методика, в частности, широко применялась знаменитым американским психотерапевтом-гуманистом К. Роджерсом. Вначале испытуемый ранжирует список качеств по тому, насколько они описывают его самого: «наблюдаются у меня — не наблюдаются у меня». Затем испытуемый ранжирует эти же качества по их выраженности у «идеального человека». Обработка результатов состоит в расчете ранговой корреляции между двумя ранжировками. Содержательная логика здесь та же, что и при сравнении семантических профилей в СД. К. Роджерс показал, что у невротизированной личности наблюдается «отвержение образа Я» — резкий контраст между идеалом и реальностью. Такая нетерпимость к себе у подростка, которому свойственна максималистская «Я-концепция», — источник внутренней конфликтности, которая нередко прорывается во внешних протяжных реакциях.

Ранжировке могут подвергаться не только словесные названия черт личности, но и графические символы. Например, в методике КИСС (Соколова, Федотова, 1982) вместо словесных обозначений используются схематические изображения разных лиц. Когда количество инструкций (проранжируй по сходству с отцом, с матерью и т. п.) увеличивается, то мы получаем опять же ранговую решетку (матрицу) конструктов, которую следует обрабатывать уже на компьютере — чтобы «вычерпать» из нее всю наиболее ценную информацию.



Похожие по содержанию материалы:
Техническое обеспечение ..
Разработка проблемы в педагогике и психологии ..
3.3. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ..
Понятие нарушенного развития ..
Учет закономерностей развития ..
3.4. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ ..
Интеллект ..
Связь интеллекта и креативности ..
Система возрастной диагностики умственного развития ..
Адаптивное тестирование ..
Лечение неспецифического язвенного колита ..
ТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ..
Влияние компьютерных игр на детей ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Парные сравнения и сортировка

Различают парные сравнения по предпочтению и по сходству. В первом случае мы имеем дело с более трудоемким и надежным вариантом методики ранжирования. Отличие в том, что когда испытуемый сравнивает все пары объектов — каждого с каждым, то возникает возможность получения дополнительной ценной информации — о противоречиях в системе предпочтений. Это так называемые «нетранзитивные тройки». Наприме .. читать далее




2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, , РОЛЕВАЯ ИГРА

Следующими после относительно формализованных методов шкалирования по уровню нарастания элементов импровизации и экспертной интуиции идут так называемые «проективные методики». Эти методики несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно уночные методики). В этом параграфе читателю даются общие сведения .. читать далее




2.6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

В этом разделе нам предстоит разобраться в том, как должна быть в идеале организована и оснащена школьная психодиагностика. Мы говорим «в идеале» потому, что в момент создания данного пособия такая систематическая орга низация фактически отсутствовала. Только в 1995 г. Министерством образования РФ впервые разработано и принято «Положение о службе практической психологии в Российской Федерации .. читать далее




Организационные принципы

1) Принцип информационного сотрудничества научных и практических учреждений.

Настоящие эффективные психодиагностические методики являются трудоемкими и наукоемкими в разработке. Их под силу создать только научным учреждениям. Конечно, сейчас научное учреждение может перенести свою экспериментальную базу в конкретную школу, но это скорее исключение, чем правило. Вместе с тем сущес .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100