:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Современное состояние дефектодиагнос .. | Проблемы стандартизации .. | Личностная психодиагностика .. | Креативность .. | Проблема диагностики умственного раз .. |


Тест конструктов


Более разнообразные и гибкие техники шкалирования по сравнению с СД собраны под единым названием «ТЕСТ КОНСТРУКТОВ» (Келли, 1965). Главная специфика теста конструктов — выяснение названия для шкальных полюсов в процессе общения с испытуемым. Этот процесс может быть вполне формализован: например, в форме сравнения по тройкам, когда испытуемого просят назвать лишний объект среди тройки объектов и назвать признак, которым он отличается от двух других. Этот признак и будет «личностным конструктом», то есть персональной шкалой, предложенной (сконструированной) самим испытуемым. После того, как конструкт выделен, дальнейшая процедура может быть в принципе такой же, как в СД.

Информативны прежде всего сами названия этих конструктов и их смысл. Если подросток сравнивает известных ему молодежных эстрадных кумиров по тому, кто из них «сидит на игле», а кто «уже завязал», то можно не сомневаться в том, что он так или иначе вовлечен в мир наркотиков. То есть тест конструктов оказывается более изощренным и косвенным диагностическим инструментом, чем опросник, содержащий прямые, «лобовые» вопросы. Известны успешные примеры применения теста конструктов для выявления скрытых противоправных тенденций. Дело в том, что в структуре сознания противоправного подростка понятия, обозначающие мир легальных и обозначающие мир криминальных явлений, разделяются более жестко — они разнесены на противоположные полюса семантического простран ства.

Для того, чтобы построить семантическое пространство по результатам теста конструктов, необходимо воспользоваться определенными компьютерными программами. В отличие от СД конструкты нельзя заранее отнести к определенным глобальным факторам, так как они просто неизвестны. Поэтому приходится подвергать эти результаты факторному анализу. Первичные данные теста конструктов имеют вид таблицы (она также называется матрицей, или решеткой): по строкам — конструкты, по столбцам — объекты, в клетках таблицы — оценки, данные испытуемым. С помощью факторного анализа из каждой такой матрицы можно выделить факторы-конструкты, объединенные между собой по смысловому сходству. На сегодня в России уже имеются специализированные программы, позволяющие быстро строить семантические пространства по конструктам. Это уже упоминавшаяся в 2.2 программа ЭКСПАН и более специализированная программа КЕЛЛИ, позволяющая производить процедуру сравнения по тройкам прямо за компьютером. Программа КЕЛЛИ также распространяется научной фирмой «Гуманитарные технологии» (название новой версии этой программы — КОНСТРУКТОР).

Психодиагностической ценностью в тесте конструктов обладает не только содержание конструктов и факторов, но и число независимых факторов (размерность семантического пространства). Как правило, оно указывает на уровень дифференцированное™, развитости системы представлений испытуемого в той области, для которой проводился тест конструктов. Многократно показано, что для тех, кто увлекается, допустим спортом, существует больше независимых, не сводимых друг к другу конструктов именно в сфере спорта, а для тех, кто увлекается компьютерами, — в этой сфере.

Методику конструктов часто также называют «техникой репертуарных решеток». Имеется в виду такой прием, когда сам список однозначно названных объектов тоже не дается испытуемому, а дается только список инструкций о том, как эти объекты подбирать. Подобные инструкции и называются «репертуарными». Испытуемый, например, сам подбирает известных ему людей на роли «человека, которому можно доверять», «самого преуспевающего из знакомых», «самого неудачливого из знакомых» и т. п.

Многие психологи видят главную силу и пафос данного подхода в том, что выявление круга людей, объектов и явлений, важных для самого испытуемого, которых он описывает на своем собственном языке, позволяют получить не только ценную структурную информацию, но прежде всего дают бесцен- • ный капитал для сокращения дистанции в консультативном диалоге, так как после этого диалог идет на языке самого испытуемого о понятных ему и значимых для него вещах.



Похожие по содержанию материалы:
Организационные принципы ..
3.2 ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ..
Компьютерный пакет «Готовность к школе» ..
Лечение хлоргидропенической комы ..
Современное состояние дефектодиагностики ..
Проблемы стандартизации ..
Личностная психодиагностика ..
Креативность ..
Проблема диагностики умственного развития ..
3.6. ТЕСТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ: КОМПЬЮТЕРНОЕ АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ..
Психологическая диагностика в России ..
ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ ..
3.8. ТЕСТИРОВАНИЕ И ТРЕНИНГ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Ранжирование

Одна из многочисленных модификаций техник шкалирования представлена методиками ранжирования. В этом случае испытуемому дается перечень слов или развернутых названий объектов (либо графических стимулов), и его задачей оказывается расположить их по порядку убывания (или возрастания) какого-то признака. Наверное, самая известная реализация этой техники представлена тестом «цветовых предпочтений» Л .. читать далее




Парные сравнения и сортировка

Различают парные сравнения по предпочтению и по сходству. В первом случае мы имеем дело с более трудоемким и надежным вариантом методики ранжирования. Отличие в том, что когда испытуемый сравнивает все пары объектов — каждого с каждым, то возникает возможность получения дополнительной ценной информации — о противоречиях в системе предпочтений. Это так называемые «нетранзитивные тройки». Наприме .. читать далее




2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, , РОЛЕВАЯ ИГРА

Следующими после относительно формализованных методов шкалирования по уровню нарастания элементов импровизации и экспертной интуиции идут так называемые «проективные методики». Эти методики несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно уночные методики). В этом параграфе читателю даются общие сведения .. читать далее




2.6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

В этом разделе нам предстоит разобраться в том, как должна быть в идеале организована и оснащена школьная психодиагностика. Мы говорим «в идеале» потому, что в момент создания данного пособия такая систематическая орга низация фактически отсутствовала. Только в 1995 г. Министерством образования РФ впервые разработано и принято «Положение о службе практической психологии в Российской Федерации .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100