Одна из наиболее широко распространенных методик такого типа — так называемый «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ» (Ч. Осгуд, 1952). Это по сути не одна, а целая семья методик, целая технология. В работе с детьми она может использоваться как для изучения уровня сформированное™ и цельности представлений ребенка о мире (когнитивная диагностика), так и в качестве проективной
методики — для исследования личностных установок и эмоциональных отношений ребенка к определенному кругу объектов.
Обычный «семантический дифференциал» (СД) — это несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (ответный лист). Семь градаций обозначены, как правило, словами, так же, как и полюса шкалы. Приведем пример бланка:
объект «СОЛНЦЕ»
АКТИВНЫЙ сильно сродно слабо никак слабо средне сильно ПАССИВНЫЙ
ЗЛОЙ сильно средне слабо никак олабо средне сильно ДОБРЫЙ
МЯГКИЙ сильно средиеслабо никак слабо средне сильно ЖЕСТКИЙ ЛЕГКИЙ сильно сродно слабо никак олабо средне сильно ТЯЖЕЛЫЙ ХОЛОДНЫЙсильно сродно слабо никак слабо сродно сильно ТЕПЛЫЙ
Задача испытуемого — зафиксировать свою оценку в виде отнесения к определенному полюсу шкалы с определенной градацией. Выбранную градацию надо либо подчеркнуть на бланке, либо обвести кружком. Таким образом, в каждой строке бланка должна быть проставлена отметка, фиксирующая ответ испытуемого.
Как видим, по сравнению с методикой Дембо— Рубинштейн «семантический дифференциал» совершеннее тем, что защищен от так называемой «позиционной тактики». Здесь позитивно окрашенные характетики размещаются не на одном и том же полюсе каждой шкалы (наверху), а на разных — то слева, то справа.
В результате заполнения бланка СД на ответном листе возникает субъективный СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ прошкалированного объекта. Его легче увидеть, если соединить единой ломаной линией все
пометки.
При обработке результатов СД возможны два подхода: либо анализировать только профили, либо строить так называемое «семантическое пространство».
Поясним, как можно действовать в первом случае. Допустим, мы проводим СД'в целях профориен-тационной консультации и просим школьника старших классов прошкалировать названия различных профессий, которые, как выясняется из беседы с ним, оказываются для -него потенциально привлекательными. Но какая же самая привлекательная из них? Для ответа на этот вопрос школьника просят прошкалировать, кроме названия конкретных профессий, также и особый идеальный объект — «самую лучшую профессию для меня». После этого производится сравнение всех профилей реальных профессий и профиля идеальной профессии (опустим здесь формулу подсчета меры сходств, главное здесь —* понимание общего смысла метода). И та реальная профессия, профиль которой обнаруживает больше сходства с «идеальной», объявляется в результате наилучшим субъективным выбором.
[ Примечание. Понятно, что для разных испытуемых такой выбор может быть разным не только в силу несовпадающих представлениий о реальных профессиях, но и в силу различия в профиле идеальной профессии: одни больше стремятся к «сильным» (или как на современном молодежном слэнге — «крутым») занятиям, другие — к сложным и интересным, третьи — к спокойным и добрым и т. п.].
Для построения «СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА» производится объединение шкальных оценок по родственным шкалам, входящим в одну и ту же координату (фактор) семантического пространства. Как показали многочисленные факторноанали-тические исследования зарубежных и отечественных психологов (Е. А. Артемьева, 1980, В. Ф. Петренко, 1979, 1988, А. М. Эткинд, 1979, А. Г. Шмелев, 1983 и другие), большинство оценочных шкал объ единяются в три сводные оценочные шкалы: «хороший — плохой», «сильный — слабый», «активный — пассивный». Например, оценки по шкале «мягкий — жесткий» оказываются психологически эквивалентными оценкам по шкале «хороший — плохой», а оценки по шкале «тяжелый — легкий» фактически близки к оценкам по шкале «сильный — слабый». В результате такого пересчета (очень похожего на подсчет суммарного балла по тесту, но только в данном случае не для испытуемого, а для объекта) каждый объект получает значение по трем главным семантическим факторам и может быть отображен геометрически в виде точки в трехмерном пространстве Оценка-Сила-Активность. Сходство профилей есть близость определенных точек в семантическом пространстве, ее буквально можно увидеть (визуализировать), как показано на 4:
На приведенном примере самыми близкими к идеальной из всех рассматриваемых профессий для испытуемого оказываются профессии «летчика» и «инспектора ГАИ». После того остается выяснить, имеются ли у испытуемого реальные профессиональ но важные качества для того, чтобы претендовать на овладение этими профессиями.
Специально отметим, что СД используется и для диагностики самооценки. Достаточно попросить ребенка оценить самого себя по тому же самому набору шкал. В результате в семантическом пространстве появляется точка «Я». Степень удалении этой точки от «идеальной» — мера недовольства собой. Например, на 4 мы видим, что ребенок считает себя в целом «хорошим», но несколько «слабым» и оказывается ближе всех не к «летчику» и «инспектору ГАИ», а к «маляру».
Подчеркнем еще раз, что для успешного исполь-ь зования СД материал, который шкалирует ребенок, должен соответствовать по возрасту его кругу инте ресов, иначе ребенок просто наставит в бланке более или менее случайный узор отметок.
С младшими школьниками и дошкольниками СД лучше проводить в индивидуальной и устной форме, то есть все отметки на бланк должен заносить сам экспериментатор — по устным ответам ребенка. В качестве материала (объектов для оценки) лучше ис пользовать сказочных персонажей или героев мульт фильмов. Специальные исследования В. Ф. Петренко показали высокую эффективность этого материала в работе с детьми. Особая модификация СД допускает, чтобы сказочные персонажи обозначали не объекты, а полюса шкал. В этом случае родители, друзья и учителя будут сравниваться ребенком с определенными сказочными персонажами.
Специфические проблемы и трудности семейной идентификации или школьной адаптации могут проявиться в СД как в любой проективной методи ке. Например, нелюбимая старшая сестра может оказаться близкой в семантическом пространстве к «Бабе Яге», а завуч, которого ребенок просто боится, — к какому-нибудь «роботу-киллеру».