:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

51. Долой живот .. | Краткая история дефектологической ди .. | Структурный анализ .. | Одаренность и ее структура .. | Лечение хронического неязвенного кол .. |


Достоверность теста


Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая пуща ему в реальном поведении. Способность теста защищать информацию от МОТИВАЦИОННЫХ ИСКАЖЕНИЙ и есть достоверность теста. Особенно,» остро проблема достоверности стоит в случае тест-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности — наличие в тест-опросниках ШКАЛ ЛЖИ. Эти шкалы основываются главным образом на феномене СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ — стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию. Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз более откровенно, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные «ловушки», направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста, а иногда даже не подлежат разглашению как элемент «ноу-хау» (инфор мационного изобретения) и профессиональной тайны, разделяемой разработчиками только с лицензированными пользователями методики, подписавшими особое лицензионное соглашение при приобретении теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь полезно различать две диагностические ситуации: консультативную (СИТУАЦИЯ КЛИЕНТА) и аттестационную (СИТУАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (как, например, в профориентационной консультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т. е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы такие методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

Вопросы достоверности и стандартизации тесно связаны между собой. Очень часто даже объективные тесты достижений, если они проходили стандартизацию на добровольцах (в ситуации консультации), должны быть рестандартизированы для того, чтобы их использовали в аттестационной ситуации.

В заключение данной главы подчеркнем, что измерение психометрических характетик теста, конечно, является прежде всего обязанностью разра ботчиков тестов. Но квалифицированный школьный психолог-методист с полным курсом университетского образования должен по своей подготовке уметь самостоятельно провести простейший психометрический эксперимент и пересчитать тестовые нормы, а также психометрические индексы надежности и валиднос-ти теста на своей собственной выборке (в своем регионе, обладающем определенной национально-культурной и социальной спецификой). Без этой проверки никто не может гарантировать, что тест действительно работает в данных условиях.

На сегодня подобная психометрическая работа с тестами облегчается, так как от массы рутинных вычислений специалиста освобождает компьютер. Научная фирма «Гуманитарные технологии» (МГУ) распространяет с 1993 года специализированный пакет программ ТЕСТАН (разработчик — А. Г. Шмелев) для психометрического АНализа ТЕСТов. Задача пользователя такой программы — не тратить время на вычисления, а только содержательно разбираться в том, что означает тот или иной коэф-фициент.

О перспективах метода тестов в связи с компьютеризацией школы предстоит особый разговор в параграфе 2.6.

Ключевые термины: оптимальная трудность, надежность теста, ошибка измерения, ретестовая надежность, валидность теста, критерий валид-ности, прогностическая валидность, стандартизация теста, выборка стандартизации, линейная стандартизация, конверсионная таблица, репрезентативность тестовых норм, рестандартизация, критериальные нормы, достоверность теста, мо-тивационные искажения, шкалы лжи, социальная желательность, ситуация клиента, ситуация экспертизы.



Похожие по содержанию материалы:
Парные сравнения и сортировка ..
2.6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ..
ЧАСТЬ 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
3. ПСИХОДИАГНОСТИКА • И ОБРАЗОВАНИЕ
3.
..
Тесты специальных способностей и достижений ..
51. Долой живот ..
Краткая история дефектологической диагностики ..
Структурный анализ ..
Одаренность и ее структура ..
Лечение хронического неязвенного колита ..
3.5, ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ПРЕДМЕТНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ..
Диагностика учебных достижений ..
3.7. ОПЕРАТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ..
ПСИХОЛОГИКА ИСПЫТУЕМОГО ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2.4. МЕТОДИКИ ШКАЛИРОВАНИЯ И САМООЦЕНКИ

Очень широко используются в школьной практике методики шкалирования. Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.

В отличие от экспертных оценок, которые дают преподаватели ребенку, мы говорим в данном случае о том, что сам ребенок оценивает либо какие-то объекты в .. читать далее




Семантический дифференциал

Одна из наиболее широко распространенных методик такого типа — так называемый «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ» (Ч. Осгуд, 1952). Это по сути не одна, а целая семья методик, целая технология. В работе с детьми она может использоваться как для изучения уровня сформированное™ и цельности представлений ребенка о мире (когнитивная диагностика), так и в качестве проективной

методики .. читать далее




1.3. ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.

Предыстория психодиагностики

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источник .. читать далее




Тест конструктов

Более разнообразные и гибкие техники шкалирования по сравнению с СД собраны под единым названием «ТЕСТ КОНСТРУКТОВ» (Келли, 1965). Главная специфика теста конструктов — выяснение названия для шкальных полюсов в процессе общения с испытуемым. Этот процесс может быть вполне формализован: например, в форме сравнения по тройкам, когда испытуемого просят назвать лишний объект среди тройки объектов и .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100