|
Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Как пользоваться таблицей? Если испытуемый показал 5 сырых очков (решил только 5 заданий), то ему ставится минимальный стандартный балл 1. Если испытуемый решил 25 заданий, то — балл 9. После того, как балл по тесту стандартизирован, можно выносить диагностическое заключение. Общее правило здесь таково: если стандартный балл У превышает единицу «верхней» (или «высокой») группы M + Ss , то данному испытуемому приписывается повышенное значение измеренного психического свойства. Например, про ученика говорят, что он является определенно более дисциплинированным, чем средний ученик в российской школе (или московской, или иркутской — в зависимости от того, на какой выборке стандартизации получены нормы). Если же стандартный балл Y ниже границы «нижней» («низкой») группы MSSj то о данном испытуемом формулируется заключение, соответствующее низкому полюсу измеряемого свойства. Если стандартный тестовый балл Y заключен в пределах центрального интервала ( M - Ss , M + Ss ), то про испытуемого говорят, что у него измеренное свойство выражено в средней степени — как у большинства людей. На шкале стенов граница «верхней» группы равна 7.5, а «нижней» — 3.5, то есть при получении 8 стенов и больше испытуемый зачисляется в «верхнюю» группу; а при получении 3 стенов и меньше — в «нижнюю». Бели мы имеем дело с биполярным (двухполюсным) психическим свойством, например, «гибкость — ригидность», то для «высокой» группы формулируется заключение как для «гибких» людей, а для «низкой» группы — как для ригидных людей. Соответственно средняя группа из центрального интервала признается нейтральной, неполяризованной по данному тестовому параметру. Любые тестовые заключения при использовании статистических тестовых норм являются относительными. Они зависят от той выборки, на которой производилась стандартизация теста. То, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции, называется РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬЮ тестовых норм. [Примечание. Под популяцией обычно понимают категорию испытуемых определенной социальной, профессиональной или половозрастной принадлежности]. Репрезентативность — третье важнейшее психометрическое свойство теста. Понимание смысла этого требования к тесту помогает правильно учитывать ограничения в сфере применения теста. Например, если тест проходил стандартизацию на студентах, то перед его применением на школьниках следует вначале произвести РЕСТАНДАРТИ-ЗАЦИК), то есть снова собрать тестовые нормы на представительной выборке, сформированной именно из школьников. В противном случае диагностические выводы будут производиться по неадекватным тестовым нормам и будут неточны и неверны. Проверка репрезентативности тестовых норм осуществляется с помощью анализа так называемого распределения частот тестовых баллов. Одним из простейших методов является проверка нормальности этого распределения. Более сложный и универсальный подход предполагает сравнение двух распределений, построенных для двух случайных половин выборки стандартизации. Если два этих распределения оказываются практически тождественны ми, то можно говорить о репрезентативности тестовых норм (более подробно об этом уже указанные специализированные издания по психометрике). Введение понятия репрезентативности позволяет нам дать более строгое определение того, что такое стандартизация теста. О СТАНДАРТИЗАЦИИ ТЕСТА в строгом смысле можно говорить, когда задана полная таблица соответствия сырой шкалы и стандартной шкалы и содержание этой таблицы обосновано статистической структурой распределения тестовых баллов на выборке стандартизации. Кроме статистических тестовых норм в современных тестах часто используются КРИТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. Они особенно важны для сферы образования. Действительно, что дает нам знание о том, что Петров выполнил тест лучше среднего испытуемого, если средний испытуемый тоже не справился с большинством заданий и мы прогнозируем, что подавляющее большинство испытуемых без специального дополнительного обучения не смогут показать требуемого уровня эффективности в будущей деятельности. При построении так называемого «теста по критерию» шкала сырых тестовых баллов калибруется особыми реперными точками, которые соответствуют уровням рассчитанной вероятности достижения какого-то критерия (заданной эффективности деятельности). Например, если оператор АЭС был точен в 45 из 48 процентов заданий, то это может еще и не соответствовать требуемому уровню критериальной «надежности оператора» (в данном случае «надежность» — измеряемое свойство), а вот если он был точен в 47 из 48 заданий, то это может считаться достаточным уровнем «надежности». Таким образом, при построении диагностических заключений по критериальным тестам мы интересуемся не степенью отклонения балла от центра шкалы, а достижением или недостижением какого-то критического уровня на шкале |
Особой разновидностью валидности является ДОСТОВЕРНОСТЬ, которая не всегда выделяется в учебниках по психодиагностике, хотя требует специальных усилий и процедур по обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая пуща ему в реальном поведении. Сп .. читать далее
Очень широко используются в школьной практике методики шкалирования. Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.
В отличие от экспертных оценок, которые дают преподаватели ребенку, мы говорим в данном случае о том, что сам ребенок оценивает либо какие-то объекты в .. читать далее
Одна из наиболее широко распространенных методик такого типа — так называемый «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ» (Ч. Осгуд, 1952). Это по сути не одна, а целая семья методик, целая технология. В работе с детьми она может использоваться как для изучения уровня сформированное™ и цельности представлений ребенка о мире (когнитивная диагностика), так и в качестве проективной
методики .. читать далее
Психодиагностика прошла значительный путь развития и становления. Рассмотрим основные этапы этого пути.
Предыстория психодиагностики
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источник .. читать далее
|