НАДЕЖНОСТЬ — одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста). Надежность — это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести:
— разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.),
— динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тести рования (время так называемой «врабатываемости» — выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т. п.),
— информационно-социальные обстоятельства
(различная динамика в установлении контакта с пси
хологом или лаборантом, проводящим тестирование;
возможное наличие других людей в помещении;
наличие предыдущего опыта знакомства с данным
тестом; наличие какого-то знания и отношения к
■
тестам вообще и т. п.).
Разнообразие и изменчивость всех этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы в принципе получать в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как «стандартная ошибка измерения» ( Se ). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы (специально подчеркнем, что в психометрической теории надежность и точность оказываются синонимами).
ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ ( Se ) и надежность измерения ( R ), согласно общепринятой психометрической теории, связаны следующей формулой:
(1) R -1 — Se 2 / Sx 2 ,
*
где S — дисперсия тестовых показателей X .
Формула (1) является чисто теоретической, и на ее основе нельзя подсчитать надежность теста, так как величина Se оказывается также неизвестной величиной. Поэтому на практике применяют корреляционные методы- Самый известный из них — метод перетестирования (тест-ретест) или метод измерения «РЕТЕСТОВОЙ НАДЕЖНОСТИ». На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек, участвующих в пилотажном психометрическом экспериментальном исследовании) проводят первое тестирование X , а затем повторное тестирование Y . Интервал, как правило, — две недели, что гарантирует забывание вопросов теста.
Затем для двух рядов значений X и Y подсчиты-вается, например, линейный коэффициент корреляции (возможный и нередко более корректный вари-
ант — подсчитывать ранговый коэффициент корреляции):
(2) R -* ВД» •
где Sx , S — стандартные отклонения X и Y ,
Cov ( X , Y ) — ковариация двух переменных X и Y .
В этой книге мы не ставим целью научить студентов-педагогов корреляционным методам и пытаемся изложить лишь принципиальную суть дела. Интересующиеся найдут все необходимые формулы и вычислительные примеры в любом учебнике по статистике, а также в специализированных изданиях по психодиагностике и психометрике («Общая психодиагностика», 1987; Клайн, 1994).
Что важно для сути теории надежности тестов, так это возможность определить ошибку измерения после того, как подсчитана корреляция «тест-ретест» по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (1):
(3) Se = Sx - Vl — R
Таким образом, если стандартное отклонение в тесте составило 10 очков (среднее отклонение, которое в среднем допускают испытуемые от среднего балла для выборки), а корреляция «тест-ретест» оказалась равной лишь 0,5, то ошибка измерения оказывается очень большой:
Se = 10* V 1 - 0,5 ~ 7.1.
То есть оказывается, что ошибка измерения перекрывает большую часть разброса тестовых показателей, так как истинный балл по тесту может отклоняться от измеренного балла на целых 7 очков! И
если испытуемый набрал на 6 очков больше, чем «средний» испытуемый, мы не можем с достаточной уверенностью (статистической достоверностью) говорить о том, что он значимо превзошел среднего испытуемого, так как это отклонение оказывается в пределах стандартной ошибки измерения.
Таким образом, низкая корреляция результатов теста между первым и повторным тестированием говорит о том, что случайные факторы существенно искажают результаты теста. Это значит, что тест не обладает необходимой помехоустойчивостью, и его нельзя использовать как измерительный инструмент.
Показатель надежности R , который принято считать достаточно высоким, равен или превышает 0,95. Хотя в личностных тестах часто пользуются значительно менее надежными тестами с показателями 0,8 — 0,9.
Метод измерения «ретестовой надежности» пригоден только для психических свойств, стабильных во времени. Надежность тестов на психические состояния и динамичные установки личности нельзя проверить таким образом. В этом случае применяют различные методы «расщепления» теста на отдельные пункты, освещение которых выходит за пределы настоящего пособия.