:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, .. | Техническое обеспечение .. | Разработка проблемы в педагогике и п .. | 3.3. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ .. | Понятие нарушенного развития .. |


Стандартизированное наблюдение


В СТАНДАРТИЗИРОВАННОМ НАБЛЮДЕНИИ набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя другим исполнителем — автором данной методики стандартизированного наблюдения. Если наблюдение производится в практических, а не в исследовательских целях, то поисковое наблюдение никогда не завершается на поисковом этапе, и после выделения минимального набора признаков наблюдение переходит на этап реализации — этап фиксации выделенных признаков и статистики (частоты) их появлейия у наблюдаемых объектов. Иногда этот этап называется кодированием.

Приведем простейший пример. Пусть нас интересует такое психическое свойство детей, как «экзаменационная тревожность». Этот термин пришел из психологической службы вузов, где студентам постоянно приходится сдавать экзамены. В школе он обозначает особую тревожность детей при выполнении любого задания, за которое они заведомо будут аттестованы (в частности, за ответ у доски). Каковы внешние признаки тревожности? Один из очевидных признаков — «мышечный тремор» (обыкновенная дрожь). В состоянии тревожного возбуждения дрожат не только руки, но и мышцы голосовых связок, что придает голосу характерную неровную интонацию. Выраженный мышечный тремор (в стадии, сильно заметной для постороннего наблюдателя), очевидно, является более «сильным» признаком тревожности, чем изменение окраски лица (как известно, покраснение или побледнение является следствием так называемой вазомоторной, или сосудистой, реакции, появляющейся в состоянии тревожного возбуждения). За «выраженный тремор» следует начислять 3 очка, за «выраженную вазомоторику» — 2 очка, а например, за единичную речевую запинку (синтаксический и интонационный сбой в произнесении фразы или оговорка) — 1 очко.

Таким образом, полная инструкция для стандартизированного наблюдения должна включать максимально развернутые описания кодифицированных признаков (лучше с обоснованием их связи с диагностическими категориями).

Под КОДИФИКАЦИЕЙ ПРИЗНАКА понимается то краткое обозначение, под которым данный признак фиксируется в протоколе наблюдения. Распространенный вариант — использование трехбуквенных обозначений. Например, «трм» — тремор, «взм» — вазомоторика, «зпк» — запинка.

Тогда фрагмент типичного ПРОТОКОЛА с кодифицированными признаками может иметь следующий вид:

 

Таким образом, на данном отрезке наблюдения ученик Петров получил 7 очков по шкале «экзаменационной тревожности», а ученик Сидоров — 6 очков.

назад
вперед


Похожие по содержанию материалы:
Пародонтит ..
Стандартизация тестов ..
Семантический дифференциал ..
Ранжирование ..
2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, , РОЛЕВАЯ ИГРА ..
Техническое обеспечение ..
Разработка проблемы в педагогике и психологии ..
3.3. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ..
Понятие нарушенного развития ..
Учет закономерностей развития ..
3.4. ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ И СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ ..
Интеллект ..
Связь интеллекта и креативности ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Согласованность экспертных оценок

Как обеспечиваются надежность и валидность наблюдения? То есть как установить, что данные наблюдения лишены случайных ошибок (надежность) и отражают заданное психическое свойство (валидность)? Для этого необходимо привлечь к стандартизированному наблюдению за одними и теми же объектами и событиями не менее двух независимых наблюдателей-кодировщиков. При этом либо все наблюдатели .. читать далее




1.2. КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

В отсутствие систематической практики использования научной психодиагностики в школах и на производстве большинство людей знакомы с психологической диагностикой до сих пор в основном по тем публикациям в развлекательных колонках газет и журналов, в которых даются так называемые «салонные тесты». В типичном салонном тесте не больше 10—15 вопросов и очень несложная процедура под .. читать далее




Интеграция экспертных оценок

Очень часто в задачах экспертной оценки мы имеем дело с необходимостью построить суммарную оценку объекта, то есть подсчитать так называемый «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ» по оценкам, которые эксперты дают различным признакам (параметрам, показателям) объекта. Вспомним опять же всем известный пример с фигурным катанием. Общая оценка фигута суммируется из независимых оценок по двум показателям: «за техн .. читать далее




2.3. МЕТОД ТЕСТОВ: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Как уже отмечалось неоднократно в предыдущих главах, метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике, а по уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия. Договоримся понимать под тестами в этом разделе методики, которые состоят из серии з .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100