Понятие «ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ» следует считать вторичным по отношению к понятию «психическое свойство», так как любое психическое состояние можно описать как результат особого кратковременного сочетания определенных динамичных психических свойств-явлений, т. е. свойств, быстро изменяющихся во времени. Например, состояние «активного внимания», которое так стремится вызвать и продлить у детей как можно дольше любой учитель, рассказывающий новый материал, является сложной комбинацией таких кратковременных психических свойств-явлений, как непроизвольная «ориентировочная реакция» (реакция на новизну), произвольное «апперцептивное внимание» (внимание, направляемое на восприятие определенного объекта путем внутреннего волевого усилия), и таких долговременных психических свойств-черт, как «уровень развития познавательной потребности» (непроизвольное любопытство) и «уровень развития познавательных интересов» (произвольная любознательность). Продолжительность «активного внимания» будет тем длиннее, чем более высокого уровня достигло развитие указанных свойств-черт. И диагностика этих стабильных, долговременных свойств поможет прогнозу длительности «активного внимания», доступной данному конкретному ребенку в данном возрасте. Но актуализация самого состояния, его возникновение в данный конкретный момент в большей степени зависят от того, какие внешние стимулы помогли активизировать динамичные свойства-явления. Недостаток продолжительности «активного внимания» опытный и артистичный педагог умело пытается компенсировать повышенным разнообразием используемых им выразительных средств в своей речи, включением элементов активного диалога и игры в процесс изложения новых сведений, что каждый раз создает новые импульсы для непроизвольной ориентировочной реакции и снимает мотивационную монотонию (напряжение одного и того же быстро истощаемого мотива у детей). Таким образом, под внешне одно и то же состояние подкладывается существенно разная скрытая мотивация (например, мотивация ролевой игры, соревновательного самоутверждения и т. п.). Точная предварительная психодиагностика дает педагогу точные ориентиры, сколь длительными могут быть относительно монотонные фазы «активного внимания» у конкретных детей в его классе.
В психических состояниях принято различать эмоциональные и функциональные состояния.
Дадим здесь краткий перечень основных ЭМОЦИ ОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, для которых наццены обоз начения в языках, мимике и жестах практически у всех изученных психологами народов (П. Экман):
1) Радость (удовлетворение, веселье).
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия).
3) Гнев (агрессия, озлобление).
4) Страх (тревога, испуг). '
5) Удивление (любопытство).
6) Отвращение (презрение, брезгливость). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ связаны с
уровнем бодрствования и внимания: 1) сон, 2) дремота, 3) спокойное бодрствование, 4) активное внимание (ориентировочная реакция), 5) напряженное
внимание (тревога, стрессовая мобилизация), 6) утом-ление (истощенное внимание, дистресс).
Репертуар и частота наблюдаемых у ребенка эмоциональных и функциональных состояний тесно связаны с чертами темперамента и характера. Например, более активные и выносливые дети чаще испытывают так называемые «стенические» эмоции радости или гнева, в то время как меланхоличные (эмоционально нестабильные и интровертированные) — «астенические» эмоции (грусть, страх).
Наиболее точная регистрация функционального состояния требует специального оборудования. Подобное оборудование применяется в индустриальной психологии в работе с профессиональными исполнителями — операторами энергосистем, пилотами. Это приборы для физиологической регистрации частоты дыхания, пульса, КГР (кожногальваническая реакция), мускульного тонуса (миограмма), кровенаполнения сосудов (плетизмограмма) и т. п.
В школьных условиях функциональные состояния могут быть эффективно диагностированы с помощью простых в исполнении карандашно-бумаж-ных методик проб (тестов) на продуктивность деятельности, требующей скоростного внимания. Классический пример — «Корректурная проба» Бур-дона, когда испытуемый должен вычеркивать из ряда определенные буквы. Отличный эквивалент подобных методик для детей дают компьютерные игровые тесты, позволяющие произвести трудную дифференциальную диагностику между дефицитом мобилизации и утомлением (вследствие чрезмерно длительной мобилизации). Опытный учитель умело определяет фазы функционального состояния ученика по внешним признакам его поведения и колебаниям в точности и продуктивности его основной учебной деятельности. Функциональная диагностика необходима для определения оптимальной учебной нагрузки в работе с детьми в классе и для определения разумных размеров домашних заданий, доступных данному конкретному ребенку.
До сих пор лучшим инструментом оперативной диагностики эмоциональных состояний является аналитическая экспертная оценка интонаций, мимики, позы и жестов человека. Для обучения при-емам такой визуальной оценки в настоящее время активно используется видеотренинг с эталонным набором видеокассет.