:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2.3. МЕТОД ТЕСТОВ: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИД .. | Пародонтит .. | Стандартизация тестов .. | Семантический дифференциал .. | Ранжирование .. |


Психические состояния


Понятие «ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ» следует считать вторичным по отношению к понятию «психическое свойство», так как любое психическое состояние можно описать как результат особого кратковременного сочетания определенных динамичных психических свойств-явлений, т. е. свойств, быстро изменяющихся во времени. Например, состояние «активного внимания», которое так стремится вызвать и продлить у детей как можно дольше любой учитель, рассказывающий новый материал, является сложной комбинацией таких кратковременных психических свойств-явлений, как непроизвольная «ориентировочная реакция» (реакция на новизну), произвольное «апперцептивное внимание» (внимание, направляемое на восприятие определенного объекта путем внутреннего волевого усилия), и таких долговременных психических свойств-черт, как «уровень развития познавательной потребности» (непроизвольное любопытство) и «уровень развития познавательных интересов» (произвольная любознательность). Продолжительность «активного внимания» будет тем длиннее, чем более высокого уровня достигло развитие указанных свойств-черт. И диагностика этих стабильных, долговременных свойств поможет прогнозу длительности «активного внимания», доступной данному конкретному ребенку в данном возрасте. Но актуализация самого состояния, его возникновение в данный конкретный момент в большей степени зависят от того, какие внешние стимулы помогли активизировать динамичные свойства-явления. Недостаток продолжительности «активного внимания» опытный и артистичный педагог умело пытается компенсировать повышенным разнообразием используемых им выразительных средств в своей речи, включением элементов активного диалога и игры в процесс изложения новых сведений, что каждый раз создает новые импульсы для непроизвольной ориентировочной реакции и снимает мотивационную монотонию (напряжение одного и того же быстро истощаемого мотива у детей). Таким образом, под внешне одно и то же состояние подкладывается существенно разная скрытая мотивация (например, мотивация ролевой игры, соревновательного самоутверждения и т. п.). Точная предварительная психодиагностика дает педагогу точные ориентиры, сколь длительными могут быть относительно монотонные фазы «активного внимания» у конкретных детей в его классе.

В психических состояниях принято различать эмоциональные и функциональные состояния.

Дадим здесь краткий перечень основных ЭМОЦИ ОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, для которых наццены обоз начения в языках, мимике и жестах практически у всех изученных психологами народов (П. Экман):

1)                    Радость (удовлетворение, веселье).

2)                               Грусть (апатия, печаль, депрессия).

3)               Гнев (агрессия, озлобление).

4)                    Страх (тревога, испуг). '

5)                    Удивление (любопытство).

6)         Отвращение (презрение, брезгливость). ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ связаны с

уровнем бодрствования и внимания: 1) сон, 2) дремота, 3) спокойное бодрствование, 4) активное внимание (ориентировочная реакция), 5) напряженное

внимание (тревога, стрессовая мобилизация), 6) утом-ление (истощенное внимание, дистресс).

Репертуар и частота наблюдаемых у ребенка эмоциональных и функциональных состояний тесно связаны с чертами темперамента и характера. Например, более активные и выносливые дети чаще испытывают так называемые «стенические» эмоции радости или гнева, в то время как меланхоличные (эмоционально нестабильные и интровертированные) — «астенические» эмоции (грусть, страх).

Наиболее точная регистрация функционального состояния требует специального оборудования. Подобное оборудование применяется в индустриальной психологии в работе с профессиональными исполнителями — операторами энергосистем, пилотами. Это приборы для физиологической регистрации частоты дыхания, пульса, КГР (кожногальваническая реакция), мускульного тонуса (миограмма), кровенаполнения сосудов (плетизмограмма) и т. п.

В школьных условиях функциональные состояния могут быть эффективно диагностированы с помощью простых в исполнении карандашно-бумаж-ных методик проб (тестов) на продуктивность деятельности, требующей скоростного внимания. Классический пример — «Корректурная проба» Бур-дона, когда испытуемый должен вычеркивать из ряда определенные буквы. Отличный эквивалент подобных методик для детей дают компьютерные игровые тесты, позволяющие произвести трудную дифференциальную диагностику между дефицитом мобилизации и утомлением (вследствие чрезмерно длительной мобилизации). Опытный учитель умело определяет фазы функционального состояния ученика по внешним признакам его поведения и колебаниям в точности и продуктивности его основной учебной деятельности. Функциональная диагностика необходима для определения оптимальной учебной нагрузки в работе с детьми в классе и для определения разумных размеров домашних заданий, доступных данному конкретному ребенку.

До сих пор лучшим инструментом оперативной диагностики эмоциональных состояний является аналитическая экспертная оценка интонаций, мимики, позы и жестов человека. Для обучения при-емам такой визуальной оценки в настоящее время активно используется видеотренинг с эталонным набором видеокассет.



Похожие по содержанию материалы:
3. Принцип обеспечения суверенных прав личности ..
6. Принцип психопрофилактического изложения результатов ..
Операциональная классификация методик ..
Согласованность экспертных оценок ..
2.3. МЕТОД ТЕСТОВ: НАДЕЖНОСТЬ, ВАЛИДНОСТЬ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ..
Пародонтит ..
Стандартизация тестов ..
Семантический дифференциал ..
Ранжирование ..
2.5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: РАССКАЗ, , РОЛЕВАЯ ИГРА ..
Техническое обеспечение ..
Разработка проблемы в педагогике и психологии ..
3.3. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Сознание и самосознание

Особую разновидность сложных структурно организованных психических свойств образуют категориальные структуры сознания и самосознания человека. Современная психология разработала в этой области весьма широкий спектр методических приемов и процедур — от очень простых (графическая методика самооценки Дембо—Рубинштейн) до очень сложных (реконструкция субъективных семантических пространств на основе .. читать далее




Межличностные и групповые отношения

Развитие едва ли не всех личностных черт и способностей опосредовано теми отношениями, которые складываются у ребенка со взрослыми и с коллективом сверстников. Многие свойства характера формируются в результате идентификации (отождествления) ребенка с той ролью, которую ему отводят в семье, класбе или дворовой общности другие люди. Неоднократно было показано, что старшие и младшие дети в семье .. читать далее




1.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагности ки .. читать далее




1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики

Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников и особенн .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100