:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН .. | Часть IV ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ .. | ПРОФИЛАКТИКА ОСТЕОПОРОЗА .. | СОСТАВ КОСТНОЙ ТКАНИ ПОЗВОНОЧНИКА .. | О ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .. |


Гуманистический подход


Как уже отмечалось, Ж.Ж. Руссо пола гал, что дети от рождения наделены природной добротой и способностью самостоятельно ориентироваться в социальном мире. К такому же выводу пришли и сторонники гуманистической те ории, которые выдвинули следующие положения.

•          Люди — свободно действующие субъекты, способные предопределять свое личностное становление и развитие. Они испытывают влияние на поведение, но не только со стороны биологически обусловленных побуждений, неосознаваемых мыслей и эмоций или различных событий в окружающей их среде.

•          Люди — мыслящие существа и активно «планируют» свое личностное становление и развитие. Мышление позволяет им выбрать те формы поведения, которые им более желательны.

•          Никакого «среднего типа» («усредненной модели») среди людей не существует — каждая личность уникальна.

•          Главным предметом изучения развития человека (в противовес акценту психоанализа на депрессиях, аномалиях развития, болезнях) должны стать такие положительные качества, как здоровье, доброта, нормальное развитие, совершенство.

•          У людей есть собственные мотивы, побудительные стимулы к развитию их неповторимого внутреннего мира, к его полной реализации.

Сторонников гуманистической теории прежде всего интересуют следующие вопросы: кем способен стать человек? как могут люди полностью реализовать свой потенциал?

Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес А.Х. Маслоу. В начале научной карьеры он испытал сильное влияние психоанализа и был убежден, что фрейдизм способен объяснить все формы и мотивы человеческого поведения. Однако когда в первые годы XX в. познакомился с бихевиоризмом Уотсона, то увлекся его идеями. Сам ученый писал об этом так: «Я открыл для себя Дж. Уотсона и переметнулся на сторону бихевиоризма. Для меня это было сильнейшим потрясением, вызвавшим огромное воодушевление... Когда Берта (жена Маслоу. — Авт.) зашла за мной, я протанцевал с ней по всей 5-й авеню. Я без конца обнимал ее —

настолько глубоко взволновала меня теория Уотсона. Это было прекрасно!» [29, с. 53].

В те годы бихевиоты проводили в своих лабораториях эксперименты над крысами и, наблюдая за их поведением, пытались лучше понять человеческое поведение.

А.Маслоу родился в Бруклине (Нью-Йорк) в еврейской семье, эмигрировавшей из России. Когда в его семье родился первый ребенок, ученый-теоретик обнаружил серьезный пробел в своих знаниях по психологии. Он понял, что психоанализ с его утверждениями о контроле над поведением человека со стороны его биологических инстинктов и о конфликтности развития детей не позволяет ему до конца понять своего ребенка.

Согласно теории А.Х.Маслоу, каждый человек обладает мо-тивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности, необходимые для выживания. Это потребности в пище, воздухе, воде, сексе и т.д.

Переход на II уровень (потребности в безопасности и уверенности в будущем) возможен лишь при условии, если удовлетворены потребности I уровня. Мы не вправе ожидать от ребенка, что он сам начнет заниматься такими видами деятельности, которые будут способствовать его самореализации (ование, развитие навыков чтения, налаживание хороших отношений со сверстниками и т.п.), если не удовлетворены его важнейшие биологические потребности I уровня и потребность в безопасности (II уровень). Только в том случае, если эти потребности удовлетворены, и при уверенности в том, что они и в будущем будут удовлетворяться нормально, человек может переходить к удовлетворению других, более высоких потребностей — в любви и принадлежности к конкретной социальной группе (социальный статус), в самооценке и самореализации. Только удовлетворив потребность самого высокого уровня — потребность в самореализации, - человек может стать здоровым, творческим и независимым существом, в полном смысле слова личностью. И тогда он способен успешнее решать различные проблемы, лучше понимать себя и других, разумнее выстраивать межличностные отношения и полностью отдать себя любимому делу, в которое он свято верит.

Однако достичь самореализации чрезвычайно трудно, и практически большинство людей никогда не поднимаются на этот уровень. Но даже те, кому удается достичь его, не могут оставаться на нем постоянно, так как самореализация — это процесс, а не законченное состояние.

Физическая, умственная, социальная и эмоциональная подсистемы существуют в человеке в постоянном взаимодействии и также непрестанно влияют на его развитие и поведение, разделить же их можно только в научном анализе, в мышлении, в целях углубленного изучения каждой из них и организма в целом. И как невозможно понять, скажем, сердечно-сосудистую систему без рассмотрения целостной системы организма, точно так же мы никогда не поймем поведение, развитие и отношения ребенка с окружающими, если будем изучать каждую его подсистему изолированно от других.

Рассмотрим такой пример. Девочка учится в III классе, и ей предстоит пройти тестирование для определения ее успехов в прошедшем учебном году. Если девочка в момент проверки устала или голодна, то она либо не выполнит задание, либо выполнит гораздо хуже, чем в том случае, если ее физические и биологические потребности полностью удовлетворены.

Прогрессивный французский психолог А.Валлон диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость разных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:

1 . Стадия внутриутробной жизни. Н а этой стадии имеет место полная зависимость зародыша от организма матери.

2.    Стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес ) . Потребности младенца в питании и двигательной активности проявляются в спазматических подергиваниях, криках, движениях, жестах. Все это служит основой для выработки элементарных условных рефлексов как питания, так и моторики (режим, положение, укачивание).

3.    Эмоциональная стадия (от 6 мес. до 1 года). В это время малыш , используя мимику и жесты, устанавливает отношения с окружающими людьми. Он выражает гнев, боль, симпатии, удовольствие. Наиболее тесный контакт у него устанавливается с матерью, что в первую очередь стимулирует его развитие. Начало этой стадии имеет наиболее важное значение для формирования психики.

4.    Сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) . Она характеризуется тем, что внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми, благодаря появлению ориентировочного рефлекса и навыков хождения и речи.

5.    Стадия персонализма (от 3 до 5 лет). Она начинается с кризиса трех лет, во время которого у ребенка возникает чувство «Я» и стремление к большей самостоятельности в действиях. Он стремится подчеркнуть свое «Я». Затем появляется желание быть в центре внимания окружающих, а также стремление подражать другим людям.

6.    Стадия различения (от 6 до 11 лет). Н а этой стадии расширяется круг взаимоотношений ребенка. В коллективе он чувствует себя и свободным, и подчиненным. В этом возрасте для него характерно стремление добиться признания. Появляется желание занять определенное место в коллективе. В этот период развиваются как взаимоотношения, так и умственные способности ребенка.

7.    Стадия полового созревания и юношества. Она характеризуется неуравновешенным развитием личности. Формирование психики отличается ярко выраженными противоречиями. Появляются такие чувства, как любовь и ненависть, самоуверенность и неуверенность, искренность и скрытность. Идеалы приобретают действенную силу в поведении. Развиваются самоанализ и самооценка.

Эти стадии, считает Валлон, строго последовательны. Каждая из них самостоятельна и играет важную роль в диалектическом развитии личности ребенка. В книге «Психическое развитие ребенка» он пишет: «Переход от одной стадии к другой является не просто результатом количественных изменений, но и перестройкой; деятельность, преобладающая на первой стадии, становится второстепенной и, может быть, даже вовсе исчезает на следующей. Часто при переходе от одной стадии к другой возникает кризис, который может заметным образом влиять на поведение ребенка. Таким образом, развитие сопровождается конфликтами между старыми и новыми видами деятельности. Тот из двух видов деятельности, который начинает подчиняться законам другого, должен перестроиться и в дальнейшем потерять свою функцию в регуляции поведения».

В психологической науке А.Валлон прежде всего известен как психолог детства. И это не случайно. Центральная тема его научной деятельности — это ребенок в норме и патологии в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах; это простые и сложные психические процессы и свойства ребенка в диалектике их развития или недоразвития; это ребенок в учении и игре, в семье и коллективе товарищей. Изучение детской психики связано у Валлона с практическими задачами обучения и воспитания.

Подводя итог изложению зарубежных теорий детского развития, подчеркнем, что противопоставление наследственности и среды лежит в основе двух противоположных точек зрения на развитие и поведение человека. Одни считают, что наибольшее воздействие на детей оказывает фактор наследственности (его иногда называют природным, биологическим, генетическим); другие — среда, обучение. Сегодня большинство ученых признают, что на развитие и поведение ребенка воздействуют среда и наследственность, находящиеся в постоянной взаимосвязи.

Анализируя различные зарубежные теории психического развития, отечественный психолог Л.Ф. Обухова считает, что все они отражают естественнонаучную парадигму исследования. Ее отличительные черты: понимание хода развития как процесса социализации, подчеркивание роли наследственного фактора в развитии (одаренность, задатки, способности предстают как данные природой), рассмотрение среды в качестве условия развития без указания на существенные различия между ребенком и животным. Главная отличительная черта этой парадигмы — трактовка процесса развития как ппособления, адаптации ребенка к среде. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в классическом бихевиоризме, объяснение развития влиянием среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития - эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе иллюстрируют принципиальные установки естественнонаучной парадигмы.



Похожие по содержанию материалы:
КАК СНЯТЬ БОЛИ ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ..
ТЩАТЕЛЬНЫЙ УХОД ЗА ВСЕМИ ОТДЕЛАМИ ПОЗВОНОЧНИКА
МЕТОДЫ УХОДА ЗА ШЕЙНЫМИ ПОЗВОНКАМИ
..
Часть III ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА ..
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ БЛОКИРОВАННОГО СЕГМЕНТА ПОЗВОНОЧНИКА ..
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН ..
Часть IV ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ПОЗВОНОЧНИКА ..
ПРОФИЛАКТИКА ОСТЕОПОРОЗА ..
СОСТАВ КОСТНОЙ ТКАНИ ПОЗВОНОЧНИКА ..
О ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЗВОНОЧНИКЕ ..
"НЕПОНИМАНИЕ" ОСТЕОХОНДРОЗА - НЕ ВИНА, А БЕДА ВАША ..
Острая боль ..
СТАДИЯ ВТОРАЯ, ИЛИ ВНИМАНИЕ - ФИБРОЗНОЕ КОЛЬЦО ..
ПРО БОЛЬ, КОТОРАЯ У ВСЕХ ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


ВСТУПЛЕНИЕ

Незаметнолетит время, и примерно с 35—40 лет начинаются проблемы со спиной. Она«почему-то» начинает болеть. Возможно, это следствие того, что человек ведетпрямостоящий образ жизни? Руки свободны, голова расположена высоко, и можноделать массу дел, которые недоступны животным. Это дает человеку возможностьгосподствовать над другими созданиями, изучать окружающий мир и активно влиятьна него. Но, .. читать далее




Часть II ВАЖНОСТЬ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Ворганизме человека все взаимосвязано. Весьма часто ухудшение здоровья наступаетиз-за несоблюдения правильной осанки и нарушения пропорций тела. Чтобы понятьвсю важность этих основополагающих условий крепкого здоровья, поговорим о нихподробно.

Рассказможно начать с того, что первоначально существовали две «модели» человеческогоорганизма — Адам (мужчина) и Ева (женщина). Со вр .. читать далее




ЧТО ТАКОЕ ОСАНКА

Подтермином «осанка» принято понимать привычную позу человека, непринужденностоящего с сомкнутыми пятками и разведенными под углом 45—50° носками. Особенности осанки определяются измерениями иописанием тела человека во всей совокупности — с головы до ног: это положениеголовы и пояса верхних конечностей, изгибы позвоночника (в шейном, грудном ипоясничном отделах), форма грудной клетки и .. читать далее




ТЕСТ НА ПРАВИЛЬНОСТЬ ОСАНКИ ЧЕЛОВЕКА

Осанказависит, во-первых, от состояния мышечного аппарата, то есть от степениразвития мышц шеи, спины, груди, живота и нижних конечностей, а также отфункциональных возможностей мускулатуры, ее способности к длительномустатическому напряжению. На осанку влияют эластические свойства межпозвонковыхдисков, хрящевых и соединительнотканных образований суставов позвоночника (сэтим, в свою очередь, св .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100