:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕН .. | ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН .. | Часть IV ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ .. | ПРОФИЛАКТИКА ОСТЕОПОРОЗА .. | СОСТАВ КОСТНОЙ ТКАНИ ПОЗВОНОЧНИКА .. |


Бихевиотский подход


Подобно Джону Локку, рассматривавшему детский разум как «чистую доску», на которой окружающая его среда пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой поведенческой традиции считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиотской (от англ. behavior - поведение). Ее основоположник - Джон Уотсон, известный следующим своим высказыванием: «Дайте мне дюжину здоровых, с хорошими умственными способностями малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их, - и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я, - врачом, ютом, инженером, руководителем и даже нищим, независимо от задатков, склонностей, способностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков». Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмыслена в теории социального научения -самом мощном направлении современной американской психологии развития.

Каким образом предполагает Уотсон сделать из ребенка специалиста по своему выбору? Только благодаря соответствующей организации его окружения, в котором ребенок приобретет навыки того или иного вида деятельности.

Типы обучения. Согласно бихевиотской теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым назвать бихевиоризм «теорией обучения». Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек «учится вести себя» всю жизнь, но не выделяют, подобно З.Фрейду, Э.Эриксону и Ж.Пиаже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения.

Классическое^ обусловливание - это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных - врожденные. Ребенок (как и детеныш животного) в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

Вот как 9-месячного малыша Альберта учили бояться белую мышь с помощью классического обусловливания, т.е. используя только его безусловные рефлексы. Как-то Дж.Уотсон и Р.Райнер заметили, что Альберт пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появлялся, его тельце автоматически вздрагивало, он вскидывал ручки, начинал сучить ножками, и затем раздавался плач (ответная реакция на стимул — резкий сильный звук). Испуг, автоматически включавший механизм плача, и другие поведенческие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись только в ответ на неожиданный и резкий звук. По терминологии бихевиоризма, громкий звук, вызвавший реакцию ребенка, называется безусловным стимулом, а рефлекторная реакция испуга и плача — безусловным ответом на этот стимул.

Оперантное обусловливание. Представьте ситуацию: вы — студент, а преподаватель говорит, что ваша итоговая оценка по курсу психологии будет зависеть от того, сможете ли вы научить крысу нажимать на засов, расположенный на дверце клетки, и открывать ее. С чего бы вы начали, решив принять условие преподавателя? Советуем прежде всего о знакомиться с концепцией Б.Скиннера.

Б.Ф. Скиннер разработал специфический тип обучения, который он назвал оперантным обусловливанием. Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента ученый учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым Скиннер подкреплял их реакцию.

Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным и негативным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения.

Негативное подкрепление — такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо. Представьте себе, что вы садитесь на водительское место своего нового автомобиля и вдруг слышите громкий резкий звонок, который кажется вам очень неприятным; но вот вы начинаете птегивать ремень безопасности, и тотчас звон смолкает. Таким образом впоследствии, чтобы не слышать раздражающего звона, вы будете постоянно птегивать ремень. Согласно теории

Скиннера, ваша реакция, форма поведения (птегивание ремня безопасности) повторяется ради того, чтобы избежать воздействия неприятного стимула (громкого резкого звука).

Сторонники бихевиотской теории установили, что наказание тоже специфическое средство обучения. Наказание — это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Понятия «наказание» и «негативное подкрепление» часто путают, поэтому советуем обратить внимание на следующее обстоятельство. При наказании человеку предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия или поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.

Скиннер придавал позитивному подкреплению большее значение, чем наказаниям, из-за их отрицательных последствий. Он считал, что позитивное подкрепление — более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать. Некоторые формы поведения удается исключить и в том случае, если на них никак не реагировать.

Суть обучения посредством наблюдения (иногда говорят: моделирование, подражание) заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. Например, если в поликлинике ребенок общался с добрым врачом или видел, или слушал по радио, смотрел по телевидению передачу о людях самой гуманной профессии, то он может решить стать врачом, когда вырастет.

За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении может и не воспроизводить их. Однако если видит, что за какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что ребенок будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать обраэГцы поведения тех, кто им неприятен, кто для них ничего не значит или кого они боятся.

 



Похожие по содержанию материалы:
Лечение недержания мочи у детей ..
КАК СНЯТЬ БОЛИ ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ..
ТЩАТЕЛЬНЫЙ УХОД ЗА ВСЕМИ ОТДЕЛАМИ ПОЗВОНОЧНИКА
МЕТОДЫ УХОДА ЗА ШЕЙНЫМИ ПОЗВОНКАМИ
..
Часть III ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА ..
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ БЛОКИРОВАННОГО СЕГМЕНТА ПОЗВОНОЧНИКА ..
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН ..
Часть IV ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ПОЗВОНОЧНИКА ..
ПРОФИЛАКТИКА ОСТЕОПОРОЗА ..
СОСТАВ КОСТНОЙ ТКАНИ ПОЗВОНОЧНИКА ..
О ПРОФИЛАКТИКЕ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЗВОНОЧНИКЕ ..
"НЕПОНИМАНИЕ" ОСТЕОХОНДРОЗА - НЕ ВИНА, А БЕДА ВАША ..
Острая боль ..
СТАДИЯ ВТОРАЯ, ИЛИ ВНИМАНИЕ - ФИБРОЗНОЕ КОЛЬЦО ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Этологический подход

Предположим, вас заинтересовали воп росы: как влияет на развитие ребенка отсутствие родителей или одного из них? Как формируется взаимная привязанность детей и родителей? Как бы вы ответили на них? Провели бы эксперименты? Но было бы жестоко (а правильнее считать, неэтично и проти возаконно) ради эксперимента, с единственной целью — узнать, что получится в результате, лишать детей родительской .. читать далее




Экологический подход

В 70-е гг. возникает новое направление, представителями которого являются американские психологи Ю.Бронфенбреннер, Дж. Вулвилл, Р.Мак Колл и др., предложившие новый подход к изучению особенностей развития психики ребенка. Основные положения этого подхода изложены в работах Ю.Бронфенбреннера. Он предлагает проводить исследования по изучению психического развития в реальных жизненных условиях реб .. читать далее




Гуманистический подход

Как уже отмечалось, Ж.Ж. Руссо пола гал, что дети от рождения наделены природной добротой и способностью самостоятельно ориентироваться в социальном мире. К такому же выводу пришли и сторонники гуманистической те ории, которые выдвинули следующие положения.

•          Люди — свободно действующие субъекты, способные предопределять свое личностно .. читать далее




ВСТУПЛЕНИЕ

Незаметнолетит время, и примерно с 35—40 лет начинаются проблемы со спиной. Она«почему-то» начинает болеть. Возможно, это следствие того, что человек ведетпрямостоящий образ жизни? Руки свободны, голова расположена высоко, и можноделать массу дел, которые недоступны животным. Это дает человеку возможностьгосподствовать над другими созданиями, изучать окружающий мир и активно влиятьна него. Но, .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100