:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

ОСТЕОХОНДРОЗ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ .. | РАЗУМНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ .. | ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПОЛЯ БРЭГГА ДЛЯ ВОСС .. | МЕТОДЫ УХОДА ЗА ГРУДНЫМИ ПОЗВОНКАМИ .. | УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДЕКОМПРЕ .. |


§ 5. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ


Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, свой характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель н е умеет использовать индивидуальные особенности школьников в педагогическом процессе наиболее эффективно.

Некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом и требуют особого подхода. Поведение таких детей типично: ерзанье на стуле, рассеянное внимание, затруднение при ответе на вопрос. Учитель делает замечание и не подозревает, что все это происходит не от отсутствия у школьника желания учиться. При этом ребёнок становится неуверенным в себе, он уже не верит в то, что сможет выучить материал, хорошо написать контрольную работу, а если ребенок что-то не понимает, то он в итоге теряет интерес к данному предмету. По этому задача учителя дать каждому ребенку возможность успешно проявить себя на уроке. У детей должна быть прежде всего вера в себя, они должны идти на урок с чувством уверенности в успехе при выполнении любой работы. Только тогда учитель сможет при работе с классом надеяться на полное взаимопонимание и максимальную отдачу.

Каждый ученик имеет предпочтение в способах получения учебной информации и работы с ней: либо визуальное восприятие материала, либо аудиальное или тактильно-двигательное (кинестетическое) (Р.Бэндлер, Д.Гриндер). Такая система восприятия и понимания информации в психологии называется репрезентативной системой.

Наблюдаемые индикаторы типа восприятия и понимания информации

 

Вниз^Ф)

Поведенческие индикаторы типа восприятия и понимания

информации

 

Сильная интуиция, слаб в деталях

Кроме того, репрезентативная система распознается по словам, используемым учеником при описания своих действий и наиболее понятным им в беседе:

•           визуальные: видеть, яркий, ясный, туманный, отчетливо, расплывчатый, сфокусировать, мелькать, темный, пестрый, цветастый, ракурс, перспектива и т.д.;

•           аудиальные: слышать, звучать, громкий, настраивать, звенеть, согласовывать, скрипеть, кричать, оглушить, скрежетать и т.д.;

•           кинестетические: чувствовать, притрагиваться, теплый, гладкий, мягкий, орудовать, хватать, тугой, шероховатый, твердый, тяжелый и т.д.;

•           обонятельно-вкусовые: пахнуть, вкусный, пресный, солен ы й , острый, несвежий, сладкий, терпкий, кислый, горький, ароматный и т.д.

В обычном классе из 30 учеников в среднем у 22 достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности, 2—3 ученика испытывают трудности в обучении по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация дома и т.д.). Остальные 4—6 учащихся — это преимущественно визуалы, или аудиалы, или кинестетики. Эти дети некоторое время работают достаточно функционально, но часть времени им необходимо прилагать значительные усилия. Предпочитая одну модальность, они очень слабы в других .

Учитывая тип восприятия каждого ученика, учитель может:

1)    привлечь внимание детей;

2)    замотивировать их на процесс обучения;

3)    дисциплинировать весь класс;

4)    подать важное и трудное содержание так, чтобы информацию восприняли все учащиеся;

5)    правильно построить опрос, с учетом ведущей репрезентативной системы каждого ребенка и т.д.;

6)    правильно организовать педагогический процесс во время урока.

Понимание(индивидуальных особенностей учащихся и их проявление в учебной деятельности позволяет предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благоприятными, а в каких могут составить трудность. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь найти школьнику подходящий индивидуальный стиль деятельности. Согласно некоторым психологическим исследованиям, слабые и инертные по своим психофизиологическим особенностям хуже учатся и чаще относятся к категории слабоуспевающих школьников.

Исследователи М.К. Акимова, В.Т. Козлова выделяют следующие учебные ситуации, в которых возникают трудности у учащихся со слабой нервной системой :

1)     длительная напряженная работа (слабый быстро устает, теряет работоспособность, допускает ошибки, медленнее усваивает материал);

2)     ответственная работа, требующая нервно-психического напряжения, ограниченная по времени, — самостоятельная, контрольная, экзаменационная работа;

3)     ситуации, когда учитель в высоком темпе задает вопросы или неожиданные вопросы и требует скорого ответа;

4)     построение работы в ситуации неудачного ответа или плохо оцененного ответа;

5)     работа в шумной неспокойной обстановке, когда невозможно сосредоточиться;

6)     ситуации, когда требуется запомнить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.

Учитель, опираясь на перечисленные жизненные проявления нервной системы, мог бы применять следующие приемы, облегчающие учебную деятельность таких школьников:

1)      желательно не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, а давать время на обдумывание;

2)      желательно, чтобы ответ был в письменной форме;

3)      нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный и сложный материал; нужно постараться разбить его на части и давать по мере усвоения;

4)      не задавать вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок;

5)      формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений;

6)      осторожно оценивать неудачи школьников;

7)      давать время для проверки написанного;

8)      создавать спокойную обстановку, отвлекать в минимальной степени и не переключать внимание.

Если учитель замечает, что ученик испытывает большие трудности в работе, когда предлагаются задания, разнообразные по содержанию и по способам решения, когда материал подается в высоком темпе и требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой, то можно предположить, что это школьник, обладающий инертной нервной системой. Такие ученики плохо справляются с работой даже тогда, когда знают материал, в ситуациях, когда ограничено время работы и на вопрос учителя требуется немедленный ответ. Медлительность и неторопливость, обстоятельность характерны для них и в речи и в движениях.

Рекомендации при работе с инертными школьниками следующие:

1)   не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

2)   учащиеся не могут проявлять высокую активность в условиях разнообразных заданий;

3)   не требовать быстрого изменения неудачных действий, формулировок при устных ответах, им необходимо время на обдумывание;

4)   не спрашивать в начале урока;

5)   избегать ситуации, когда от инертного требуется получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, — необходимо дать время на подготовку;

6)   не следует заставлять отвечать на вопросы нового, только что пройденного материала, лучше отложить опрос, дав возможность позаниматься дома;

7)   не следует отвлекать такого ученика при выполнении им задания.

Одаренные дети в школе: обучение и развитие детской одарен ности. Чаще всего учитель в школе больше внимания уделяет детям проблемным, с трудностями в обучении и воспитании. Однако в школе есть и контингент детей с высокой степенью развития способностей и «наличием одаренности.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего проявляются в учении или в тех видах деятельности, которыми он занимается дополнительно (ова-

ние, музыка, техническое конструирование и т.д.). Способности выявляются в деятельности и в деятельности развиваются. Различают общие интеллектуальные и специальные способности (математические, лингвистические, художественные, музыкальные и др.).

Известный отечественный психолог Н.С. Лейтес, специалист в области детской одаренности, предлагает различать три категории способных детей1.

Первая категория — учащиеся с ранним подъемом интеллекта, диагностируемым по специальным показателям Iq-теста. Это дети с ранним подъемом общих способностей, для них характерны быстрый темп обучения в школе, стремление к умственной нагрузке, любовь к занятиям. В умственном отношении они заметно опережают сверстников.

Вторая категория — учащиеся с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности. Обычно они обладают средним или высоким общим уровнем развития интеллекта, однако проявляют склонность к какой-то одной области науки, искусства или техники, где достигают выдающихся успехов. Эту категорию детей обычно называют талантливыми.

Третья категория — учащиеся с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди сверстников по общему уровню умственного развития, однако их отличают самостоятельность и оригинальность суждений по разным вопросам, хорошо развитые творческие способности. Возможно, эти особенности указывают на высокие способности к таким видам деятельности, для развития которых пока не созданы условия.

Как показывает практика, развитие одаренных детей может протекать по-разному. В массовой школе, к сожалению, редко создаются условия для развития одаренных учеников, так как основные усилия учителей сосредоточены на занятиях с детьми, которые с трудом овладевают школьной программой. Поэтому часто происходит выравнивание одаренных со сверстниками по уровню способностей.

Одаренные дети — это ценность и богатство нашего общества, которые нельзя терять. В Европе вопросами одаренных детей в системе всеобщего образования занимается специально созданный комитет - Евроталант (Европейский комитет по образованию одаренных детей и юношей при Совете Европы). В России дела обсто-

ят несколько иначе. Наше образование заботится в первую очередь о большинстве учеников и ориентировано на учеников среднего уровня. Для детей, отстающих в своем развитии и неуспевающих в школе, организованы специальные учебные учреждения (Институт коррекционной педагогики РАО), созданы специальные учебные программы. Для одаренных детей сделано гораздо меньше. В России созданы внешкольные организации, работающие с одаренными детьми: студии, кружки, творческие мастерские. Известны центры каникул для одаренных детей в Европе, где отдыхают и обучаются дети из разных стран.

На уровне школы с одаренными детьми работают учитель и школьный психолог. Главная задача педагога - выявление одаренности учеников и создание для них необходимых условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости — указание путей обращения во внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми. Лучше не занимать позицию невмешательства в развитие способностей у таких школьников, но и чрезмерные перегрузки могут отбить у ребенка охоту к учению и деформировать познавательные потребности. Не следует поощрять в одаренном школьнике стремление обгонять школьных товарищей, необходимо воспитывать стремление к развитию, желание работать, самостоятельность, творчество.

Школьный психолог располагает средствами выявления одаренности и может дать рекомендации по созданию индивидуальных условий, учитывающих особенности конкретного ребенка, вести работу с учителями и родителями. Цель работы психолога -обеспечить наилучшие условия для развития детских способностей, найти правильный индивидуальный подход к ученику, основанный на его особенностях.

Отечественные и зарубежные психологи заняты проблемами разработки учебных программ для одаренных детей, которые были бы направлены на интеллектуальное творческое и эмоциональное развитие.

назад
вперед


Похожие по содержанию материалы:
КАК ОСАНКА ВЛИЯЕТ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ..
Недержание у мужчин ..
КАК НАДО ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ..
СТОПА ЧЕЛОВЕКА ..
ОСТЕОХОНДРОЗ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ..
РАЗУМНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ ..
ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПОЛЯ БРЭГГА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА ..
МЕТОДЫ УХОДА ЗА ГРУДНЫМИ ПОЗВОНКАМИ ..
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДЕКОМПРЕССИЮ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ ПОЗВОНОЧНИКА ..
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТОНИЧЕСКИЕ МЫШЕЧНЫЕ ВОЛОКНА ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА ..
КАК УВЕЛИЧИТЬ РОСТ ..
ПРИЕМ ОЧИЩЕННОЙ ВОДЫ ..
Почечная недостаточность ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


§ 6. ОБУЧАЕМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

Что такое обучаемость? Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г.Ананьев характеризует как «восприимчивость к усвоению знаний» и обозначает ее термином «обучаемость». Н.А.Мечинская указывает, что этим термином обозначается восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной дея .. читать далее




Глава VIII ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
§ 1. СУЩНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий , принципов , ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Современный этап жизни нашего общества .. читать далее




§2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Основные концепции и модели воспитания в семье. Выделяют ряд моделей воспитания, разработанных в разных научных школах.

Адлеровская модель (А. Адлер). Эта концепция основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценнос .. читать далее




§ 3. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ

В педагогической практике приходится заниматься не только воспитанием, но и перевоспитанием. Такая необходимость возникает в том случае, когда у ребенка сложились плохие привычки в поведении, сформировалась отрицательная мотивация и соответствующая направленность личности. В таких случаях обычно говорят о трудном подростке или ребенке с асоциальным поведением. Часто трудным становится ребенок п .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100