:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ .. | СПОСОБ СТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЕ .. | КАК ПРАВИЛЬНО ЛЕЖАТЬ В ПОСТЕЛИ .. | САМОМАССАЖ СТОП .. | Лечение недержания мочи у детей .. |


Глава VI ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯ
§ 1. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА


Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после р а н н е й юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости и старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость (неизлечимая болезнь, несчастный случай, суицид и т.д.). Знакомясь с периодизацией индивидуального развития взрослого человека, следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерностей и созревания организма и инволюционных процессов в нем. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат разные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.

Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а следовательно, и по различным основаниям). Так, в педиатрии широко используется следующая периодизация развития: 1) внутриутробный период; 2) период новорожденное™; 3) период вскармливания грудью; 4) период молочных зубов; 5) период отрочества; 6) период полового созревания.

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека, включая инволюционный : 1) возмужалый возраст (20—40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость — до 52 лет; 3) старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью, вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии

Для более полного и глубокого понимания существа проблем периодизации развития взрослого человека познакомимся с некоторыми дошедшими до нас древними и современными классификациями возрастов.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

/. Древняя китайская классификация

 

До 90...

2. Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)

 

60-80 лет «зима»

3. Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)

 

63 года - 70 лет

4. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве в 1965 г.

 

Старше 90 лет

5. Периодизация Дж. Биррена — исследователя процессов старения

человека (1964)

 

Старше 75 лет

6. Возрастная периодизация Д.Б. Бромлея (1966)

 

Максимум - около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы

7. Стадии развития личности по Э.Эриксону

 

Свыше 60 лет

8. Схема периодизации индивидуального развития (В.Бунак, 1965)

 

78-84 года для мужчин 71—78 лет для женщин

В работе В.И. Слободчикова «Категория возраста в психологии и педагогике развития», опубликованной в 1991 г. в журнале «Вопросы психологии», была сформулирована периодизация развития субъектности человека в онтогенезе. На каждой ступеньке развития человек, по мнению автора, проходит две фазы — период становления его событийности с социальной общностью и период реализации своей самобытности. Начало каждой ступени — это рождение новой формы жизни, смена индивидуального режима жизни. Каждая ступень начинается кризисом. Существует два типа кризисов. В кризисах рождения проявляется поиск новых форм событийности, потому что «так жить дальше нельзя». Кризисы развития разрешаются поиском новых способов самоопределения («хочу быть, как все»).

Схема периодизации развития в онтогенезе по В.И. Слободчикову

 

 

Концепция В.И. Слободчикова призывает нас к размышлению о смысле человеческой жизни, о конечной цели всего жизненного пути. Завершающая ступень, выделенная автором, ступень универсализации показывает зрелость в мудром событии с миром как проявление предельной ответственности человека за мир вокруг себя.

Видный отечественный психолог, специалист в области разработки и реализации проблем человекознания Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный-путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника конкретной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности, стали определяющими характетиками периодов роста и созревания индивида»

И наконец, еще одна из специфических проблем - это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости — это существенная характетика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих осложнений. (В § 4 мы подробнее проанализируем понятие «зрелость».)

В соответствии с экспериментальными данными, полученными под руководством Б.Г. Ананьева1, процесс психофизиологического развития взрослых неоднороден и противоречив. В возрасте 18— 46 лет выделяются три макропериода в развитии памяти, мышления, внимания: 1) от 18 до 25 лет; 2) от 26 до 35 лет; 3) от 36 до 46 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития психических функций и интеллекта. В первом макропериоде наблюдается более частая смена подъемов и спадов от возраста к возрасту в уровне развития каждой функции. Во втором и третьем макропериодах наблюдаются умеренные изменения с более растянутыми интервалами в смене подъемов и спадов в уровне развития.

В первом макропериоде спады в уровне развития мышления непрерывно, примерно через один-два года, сменяются подъемами. В дальнейшем, начиная с 26 лет, изменения более равномерны. До 32 лет происходит постепенный подъем с двумя спадами (в 28 лет и в 31 год). После 32 лет (точки наивысшего подъема во втором макропериоде) уровень мышления постепенно понижается и удерживается на сниженном уровне в 34—36 лет. Повышение происходит в 38—39 лет, а затем наблюдается снижение до самого низкого уровня.

Возрастная динамика развития психических функций

Смена подъемов и спадов в уровне развития мышления свидетельствует не только о неравномерности его развития от возраста к возрасту, но и о цикличности, позволяющей проследить переходные стадии.

Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на 20, 23, 25 лет и 32 года. В третьем макропериоде пики наблюдаются в возрасте 39 и 45 лет, но на сниженном уровне по сравнению с предыдущими макропериодами. В возрасте 26— 29 лет происходит общий спад, который в дальнейшем сменяется подъемом, не достигающим, однако, уровня первого и второго макропериодов.

Динамика в уровне развития мышления на всем протяжении рассматриваемых возрастов зрелости неустойчива. Наибольшая подверженность изменениям наблюдается в возрасте 18—25 лет, в период ранней зрелости, что свидетельствует об активной перестройке в мыслительных функциях в эти годы.

Изменения в памяти также происходят неравномерно, однако по сравнению с мышлением темп несколько замедлен. Смена подъемов и спадов происходит примерно через три-четыре года, тогда как в мышлении — через один-два. Наиболее высокие величины уровневых показателей памяти приходятся на 19 лет, 23—24 года и 30 лет. От 25 до 28 лет наблюдается снижение, сменяющееся в дальнейшем подъемом, наивысшая точка которого приходится на 30 лет. В последующих возрастах происходит равномерное снижение с колебаниями, которое по сравнению с предыдущими периодами особенно выражено в 45—46 лет.

По мнению Е.И. Степановой, по смене подъемов и спадов развитие памяти опережает развитие мышления, и в период возрастного развития зрелости снижение уровня памяти неизменно происходит быстрее.

Неравномерно развивается и внимание. Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте от 22 до 25 лет. В первом макропериоде уровень внимания оказался ниже уровня мышления и памяти. Умеренный подъем начинается с 26 и продолжается до 29 лет. Показатели развития внимания в эти годы оказались выше показателей мышления и памяти. Наивысшие точки подъема приходятся на 29 лет, 32 и 33 года. Снижение в 34—35 лет совпадает со снижением уровня памяти и мышления в эти годы. В дальнейшем смена подъемов и спадов продолжается. В третьем макропериоде уровень развития внимания опережает уровень развития как мышления, так и памяти, особенно последней. Здесь пики приходятся на 38 лет и 42 года.

Сопоставление развития разных процессов позволило выделить три этапа неравномерного развития.

Первый характеризуется разнонаправленностью развития мышления и памяти, что в итоге проявляется в относительном равновесии в виде снижения уровня в 26 лет. В дальнейшем наблюдаются более согласованные и однонаправленные изменения.

На втором этапе память и мышление развиваются параллельно, но с опережающей ролью памяти. В 30 лет память достигает оптимальной точки своего развития. Уровень мышления в этом возрасте выше уровня памяти.

Третий этап начинается с 31 года. Он отличается разнонаправ-ленностью развития памяти и мышления, которая сказывается на снижении уровня памяти и сохранении высокого уровня развития мышления, оптимальная точка которого приходится на 32 года. Разнонаправленность развития памяти и мышления сохраняется до 46 лет. Уровень развития памяти снижается раньше, чем уровень мышления.

Сопоставление уровня развития мышления и внимания позволяет выделить следующие этапы:

1.   От 18 до 25 лет уровень развития мышления выше уровня развития внимания. Подъемы в уровне развития внимания приходятся на 22 и 24 года, когда наблюдается спад в уровне развития мышления. При низких показателях развития внимания характерна их относительная стабилизация, а в мышлении при высоких показателях отмечается изменчивость. В дальнейшем динамика в соотношении уровней развития мышления и внимания меняется.

2.   В возрасте от 26 до 29 лет внимание начинает опережать мышление по уровню развития. Это этап разнонаправленного развития мышления.

3.   В возрасте от 30 до 32 лет уровни обеих функций совпадают. Точки подъема здесь приходятся на 32 года, в возрасте от 33 до 35 лет уровень внимания выше уровня мышления.

4.   С 36 лет наступает этап, когда снижается уровень внимания и повышается уровень мышления. Этап однонаправленного развития мышления и внимания сменяется этапом разнонаправленного развития этих функций.

Выявлено соответствие в возрастной изменчивости мыслительных функций и эвтического поиска (процесса решения задач). Подъемы в показателях развития эвтического поиска совпадают с пиками в развитии мышления, они также приходятся на 20, 25 лет и 32 года. Спад обнаружен в те же годы (26—29 лет).

Наивысшие точки подъема показателей развития интеллекта приходятся на 19 лет, 22 года и 25 лет. В возрасте 36-40 лет показатели, характеризующие зрелость суждений, наиболее высоки, что, видимо, связано с приобретением жизненного опыта.

Одновременное повышение уровня развития памяти, мышления и внимания обнаружено л и ш ь в двух микропериодах — 22— 25 лет и 30—33 года, одновременное снижение уровня - только в одном микропериоде — 34-35 лет.

назад
вперед


Похожие по содержанию материалы:
Бихевиотский подход ..
Экологический подход ..
Часть II ВАЖНОСТЬ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ..
НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ ..
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОСАНКИ ..
СПОСОБ СТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЕ ..
КАК ПРАВИЛЬНО ЛЕЖАТЬ В ПОСТЕЛИ ..
САМОМАССАЖ СТОП ..
Лечение недержания мочи у детей ..
КАК СНЯТЬ БОЛИ ПРИ ОСТЕОХОНДРОЗЕ ..
ТЩАТЕЛЬНЫЙ УХОД ЗА ВСЕМИ ОТДЕЛАМИ ПОЗВОНОЧНИКА
МЕТОДЫ УХОДА ЗА ШЕЙНЫМИ ПОЗВОНКАМИ
..
Часть III ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА ..
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПОДВИЖНОСТИ БЛОКИРОВАННОГО СЕГМЕНТА ПОЗВОНОЧНИКА ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


§ 2. ПСИХОЛОГИЯ МОЛОДОСТИ: АВТОРСТВО СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Определение возрастных границ молодости, как и решение многих проблем, относящихся к «молодежным», до сих пор остается предметом научных дискуссий. Известный отечественный социолог И.В. Бестужев-Лада пишет: «Дело в том, что «молодежь» -не только и не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей весь .. читать далее




§3. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

В начале этой главы вы познакомились с разнообразием подходов к возрастной периодизации взрослого человека. Напомним, что границы эти весьма условны, относительны: наступление новой фазы в развитии человека определяется комплексом социальных и биологических причин и зависит от конкретных социально-экономических условий индивидуального его развития. Есть и такие обозначения границ: от 17—18 до 5 .. читать далее




§ 4. ЗРЕЛОСТЬ КАК ЭТАП И КАК КА ЧЕСТВО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Период зрелости по возрасту (40-45 — 55—60 лет) и по состоянию духа человека был назван древними греками порой «акмэ», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе». Отечественный психолог Н.Н. Рыбников (1928) предложил обозначить термином «акмеология» специальный раздел возрастной психологии — о периоде расцвета всех .. читать далее




§ 5. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА: ПСИХОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители. Напомним, что существуют различные классификации онтогенеза, в том числе и классификации инволюционных периодов ( §1 данной главы).

Выделение периода онтогенеза и изучение проблем старения связаны с комплексом .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100