:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Эмоция и чувство — в узком значен .. | 2. Основные качества элементарных чу .. | 2. Основные классы эмоций .. | 2. Полярный характер .. | 5. Амбивалентность .. |


Градуальная характетика эмоционального переживания. 1. Интенсивность


1. Интенсивность

Чувствам, подобно ощущениям, всегда пуща определенная интенсивность: не существует чувств, полностью лишенных интенсивности. Так называемое равнодушие, или индифферентность, которое, на первый взгляд, должно являться именно таким чувством с нулевой степенью интенсивности, на самом деле представляет собой определенно положительное, своеобразное переживание, а потому может быть более или менее сильным.

Интенсивность чувства в определенной мере зависит от интенсивности ощущения, под влиянием которого она возникает. Подобно ощущению, чувство также имеет свой порог. Нижний порог чувства — это уровень интенсивности ощущения, способный вызвать чувство. Разумеется, дальнейшее усиление ощущения усиливает и интенсивность чувства. Но примечательно, что однозначного соотношения между ощущением и чувством нет: то, какой уровень интенсивности чувства вызовет ощущение той или иной интенсивности, зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от того общего состояния, которое испытывает субъект в данный момент. Это — бесспорный аргумент в пользу того, что между чувством и ощущением не существует непосредственной связи.

Рост интенсивности удовольствия и неудовольствия дает различный эффект. Неудовольствие, если можно так выразиться, не имеет верхнего порога, то есть оно почти бесконечно растет. Биологически это понятно: если бы неудовольствие, достигнув определенного уровня, переставало усиливаться дальше, то оно утратило бы значение сигнала, и субъект не смог бы принять меры против возросшей опасности.

Совершенно иной эффект имеет рост интенсивности удовольствия. Можно сказать, что удовольствие имеет не только нижний, но и верхний порог, но его верхний порог заметно отличается от верхнего порога ощущения. Дело в том, что в случае ощущения верхний порог представляет собой предел, после которого дальнейшее усиление раздражения не дает никакого эффекта, интенсивность ощущения перестает возрастать. В случае же удовольствия дело обстоит несколько иначе. Правда, в процессе роста интенсивности ощущения в конце концов наступает момент, когда интенсивность чувства удовольствия уже не растет — мы испытываем максимальное удовольствие. Но дело этим не заканчивается; дальнейшее усиление ощущения вскоре достигает критической точки, после которой происходит качественный перелом — возникает чувство неудовольствия, которое постепенно усиливается и вскоре полностью перекрывает чувство удовольствия.

Примечательно, что на интенсивность чувства оказывает влияние не только интенсивность ощущения, но и его повторное воздействие: при частом повторении одного и того же впечатления оно уже не вызывает столь же интенсивного чувства, как в начале, постепенно притупляясь. Но соотношение между удовольствием и неудовольствием и в этом случае остается неизменным, а именно: чувствительность к удовольствию снижается быстрее, чем к неудовольствию. Кроме этого, если в результате такого повторения удовольствие может перерасти в неудовольствие, то неудовольствие не только никогда не превращается в удовольствие, но и, более того, окончательно никогда не исчезает. Напротив, в результате повторного воздействия оно может даже ощутимо усилиться в зависимости от того, насколько вреден повторяющийся раздражитель.

Развитию интенсивности чувства пуща еще одна своеобразная особенность, на что особо обратил внимание Штерн. Дело в том, что чувство имеет порог в двух направлениях. Что это означает? Штерн приводит такой пример: допустим, мы идем куда-то и нам нужно преодолеть гору. Сначала идет приятная дорога, мы двигаемся совершенно свободно, а поэтому находимся в относительно индифферентном состоянии, не испытывая ни особого удовольствия, ни неудовольствия — во всяком случае пока что чувство неудовольствия полностью отсутствует. Но вскоре дорога постепенно усложняется, причем чем дальше, тем хуже. В результате этого у нас возникает определенное чувство неудовольствия, вначале слабое, но постепенно усиливающееся, так что в конечном счете может дойти до отчаяния: а вдруг не удастся ни преодолеть путь, ни вернуться назад! Тогда мы останавливаемся и начинаем думать, в каком направлении дорога может оказаться лучше или какие меры нужно принять, чтобы облегчить себе путь. После раздумий, что нас несколько успокаивает, мы продолжаем путь. Чувство отчаяния постепенно затеняется, и его место занимает твердо принятое решение. А в результате ослабевает и чувство неудовольствия.

Приведенный пример со всей очевидностью свидетельствует, что в случае беспрепятственных, целесообразных действий чувство не появляется, ведь сигнал не нужен. Но когда действие затрудняется, появляется необходимость сигнала, и тут-то впервые возникает чувство — налицо первый порог чувства, за которым следует активизация сознания. В дальнейшем, при прогрессирующем затруднении действия именно это чувство (отчаяние) превращается в главное содержание сознания. Но после осмысления положения вещей и появления в сознании соответствующих познавательных актов и содержаний возникшее чувство ослабевает и в конце концов совершенно исчезает: достигается второй порог, то есть необходимость сигнала отпадает. Благодаря познавательным актам обнаруживается единственно возможный путь действия, и чувство «уступает дорогу» его отражению в сознании.

Таким образом, чувство в процессе своего развития проходит через два порога: первый порог предшествует возникновению дифференцированных, отчетливых содержаний сознания, порождая неясное, диффузное чувство, которое постепенно усиливается и превращается в господствующее содержание сознания, что вынуждает субъекта прояснить ситуацию и принять меры для решения задачи. После этого чувство ослабевает, достигая второго порога, после которого оно становится незаметным и полностью исчезает.

Для изучения различных вопросов, связанных с интенсивностью чувства, часто использовался эксперимент, особенно — так называемый метод впечатления. На испытуемых воздействуют раздражители различной интенсивности и регистрируются либо данные самонаблюдения о протекании чувства (а), либо объективные данные, в частности, о непроизвольных мимических, пантомимических и других телесных изменениях, возникающих при изменении интенсивности впечатления (б). Этим же методом, помимо изучения вопроса о взаимосвязи ощущений и чувств, с которым мы ознакомились, исследуются и другие, более сложные вопросы.

Но в общем применение данного метода ограничено рамками сравнительно более элементарных чувств. Фехнер ввел этот метод для изучения «элементарных эстетических чувств». На испытуемых воздействуют рядом раздражителей, среди которых он должен выбрать наиболее понравившийся. Таким путем Фехнер выяснил, что среди различных параллелограммов человек предпочитает параллелограмм с соотношением сторон, соответствующем так называемому «золотому сечению», то есть если длинную сторону параллелограмма обозначить через «б», а короткую — через «а», то их отношение (а/б) должно равняться б/(а+б).

Этим же методом, между прочим, изучена и эстетическая ценность простых фигур; выяснилось, что детям, во всяком случае, больше нравятся маленькие и большие фигуры, нежели фигуры среднего размера.



Похожие по содержанию материалы:
2. ИЛЛЮЗИИ фиксированной установки ..
К дифференциальной психологии установки ..
3. Установка при эпилепсии ..
Фобии ..
3. Эмоция и чувство — в узком значении ..
2. Основные качества элементарных чувств ..
2. Основные классы эмоций ..
2. Полярный характер ..
5. Амбивалентность ..
2. Экстенсивность ..
Эмоциональное переживание и тело. 1. Чувство и выразительные движения ..
3. Теория Джеймса и Ланге ..
2. Типология темперамента ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


5. Проблема взаимоотношения психического и физического

Какова взаимосвязь между психическим и физическим? Этот вопрос имеет решающее значение для определения предмета психологии. Возможны два плана рассмотрения данной проблемы: 1) какова вообще взаимосвязь между психикой и объективной, материальной действительностью? и 2) каковы отношения между психическими и физиологическими процессами собственно в отдельном организме?

На первый вопрос следу .. читать далее




2. Экстенсивность

Чувства в сознании распространяются отнюдь не одинаково широко. Некоторые чувства целиком овладевают сознанием, окрашивая все в свой тон; другие ограничены одним совершенно определенным содержанием сознания, касаясь только этого содержания и не оказывая какого-либо влияния на остальные. Экстенсивностью чувства называется степень его распространенности в сознании. Оно измеряется объемом т .. читать далее




3. Глубина

Чувство имеет еще одно свойство — так называемую «глубину», на которую особое внимание обратила школа психоанализа (Фрейд и др.). В отличие от экстенсивности, оно касается не широты распространения того или иного чувства в поле сознания, а того, насколько глубокие пласты личности оно затрагивает. Например, неприятное чувство, вызванное зубной болью, может быть весьма острым, но его глубина, .. читать далее




5. Квалитативный характер градуальных различий эмоциональных переживаний

Несмотря на то, что интенсивность, экстенсивность, длительность и глубина выражают градуальную и, следовательно, количественную сторону чувства, они, тем не менее, вместе с тем представляют собой явления качественного характера.

Сильные и слабые, экстенсивные и узкоограниченные, глубокие и поверхностные чувства отличаются друг от друга не только количественной выраженностью силы, распрост .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100