1. Чувство и эмоцияЭмоция представляет собой вторую форму выявления эмоциональных переживаний, или чувств в широком смысле этого слова. Мы уже знаем, чем эмоции отличаются от собственно чувств. Если эти последние обычно связываются с переживаниями объективных содержаний и их свойств, а точнее, превращаются в их эмоциональный тон, то эмоции, наоборот, переживаются как чисто субъективные состояния; в них предметное, объективное отодвинуто на второй план — они никогда не переживаются как свойства этого объективного.
При обычном чувстве на переднем плане сознания находится переживание предмета, объективного; наше же внутреннее состояние, возникающее в связи с этим переживанием, не привлекает к себе особого внимания, занимая в сознании самостоятельное место: оно «затенено» объективным содержанием. Но если по той или иной причине переживание объекта оказывает на субъект такое влияние, что он утрачивает привычное равновесие и состояние его резко изменяется, то в этом случае в его сознании не только отражается объективное обстоятельство, но и появляется переживание внутреннего состояния субъекта. То, что в случае чувства увязывается с объективным содержанием, здесь превращается в отдельное содержание сознания, отдельное переживание, которое наряду с переживанием объективного обстоятельства представляет собой совершенно независимое и своеобразное качество. Допустим, мы в лесу напоролись на опасного зверя, с ревом несущегося прямо на нас. В данном случае в сознании возникают два отдельных и явно отличных друг от друга содержания: с одной стороны, восприятие «страшного зверя», а с другой — ужас, страх, отражающий наше личное состояние, а не свойства зверя. Разумеется, описывая объективное обстоятельство, мы говорим и о «страшном звере», но при этом совсем не затрагиваем главного, а именно — состояния самого субъекта, его ужаса, страха. Это последнее никоим образом не может служить характетикой зверя, это — состояние субъекта и касается только лишь субъекта. Очевидно, что такого рода переживания следует четко отличать от чувств: они именуются эмоциями.
Но вполне возможно, что какое-либо чувство перерастет в настоящую эмоцию. Для примера возьмем обычное чувство и представим, что его интенсивность постепенно усиливается. В этом процессе постепенной интенсификации чувства может наступить такой момент, когда это чувство проявится в сознании не только в виде свойства объекта, но и в виде переживания измененного состояния субъекта. В этом случае мы будем иметь дело уже с эмоцией.
Сказанное, разумеется, совершенно не означает, что чувство и эмоция различаются тем, что они представляют собой различные ступени интенсивности эмоционального переживания, что эмоция — более интенсивное чувство и не более. Нет! Совершенно не обязательно, чтобы эмоция являлась более сильным переживанием, чем чувство. Возможно и такое: чувство усиливается, достигая настолько высокого уровня интенсивности, что превращается в эмоцию; но эта эмоция еще очень слаба и не переживается столь же явственно, как чувство. Вполне может оказаться, что вызванное каким-либо объектом сильное чувство неудовольствия перерастет в едва заметную эмоцию страха.
Для окончательного прояснения вопроса о том, что такое эмоция, следует отметить своеобразное отношение последней к вызвавшему ее объективному обстоятельству. Несмотря на то, что эмоция представляет собой чисто субъективное состояние, не имеющее, соответственно, ничего общего с отражением объективного обстоятельства, она все же подразумевает его. Можно сказать, что эмоция способствует ясному отражению данного объективного обстоятельства и концентрации на нем сознания. Например, в случае страха в сознании господствуют представления, связанные с ситуацией, вызвавшей страх.
Таким образом, эмоция представляет собой переживание субъективного состояния, которое в то же время предполагает переживание объективного обстоятельства в качестве причины или предмета. Например, я чего-то боюсь, на что-то сержусь, кого-то люблю или ненавижу и т.д.