Удовольствие—неудовольствие и возбуждение—успокоение — основные качества чувства; но это — элементарные чувства, входящие во все эмоциональные переживания. Само же эмоциональное переживание всегда представляет собой сложное целое, в которое, помимо этих элементов, входят и другие содержания, особенно познавательного характера — восприятие, представления, мысли. Процесс возникновения чувства следует представить следующим образом.
В результате взаимодействия с объективной действительностью в нашем сознании возникают различные переживания, представляющие собой отражение этой объективной реальности. Мы воспринимаем конкретные предметы со всеми их чувственными свойствами — цветом, формой, запахом, вкусом, температурой и пр., каждое из которых вызывает у нас определенное эмоциональное состояние, определенное чувство (но, конечно, не непосредственно, как это предполагает теория непосредственности), например, цвет — удовольствие, запах — неудовольствие. Однако чувство может быть вызвано и восприятием целостного предмета. В таких случаях главное значение имеет сам предмет, а не его отдельное свойство. Одним словом, при восприятии предмета или какого-либо его свойства наряду с самим восприятием нам дается и чувство, вызванное этим восприятием. Поэтому для нас данный предмет является не только носителем определенных объективных свойств — цвета, формы, величины, характеризуется не только этими свойствами, но и тем, что имеет, скажем, приятный запах и вообще привлекателен. Как видим, предмет восприятия содержит не только объективные свойства, но и свойства, вызывающие в нас чувство удовольствия.
Стало быть, в этом случае чувство характеризует не субъекта, а скорее те свойства объекта, которые этот последний выявляет в случае воздействия на субъект: наше чувство как бы говорит нам, что это — предмет, приятный для человека.
Таким образом, в отражение интересующего нас объекта входят не только объективные свойства, но и субъективные, то есть свойства, вызывающие у нас определенное чувство. В этом случае эмоциональное переживание становится характетикой объективного обстоятельства, проявляясь в виде собственно чувства.
Мир чувств бесконечно многообразен, и для классификации всего многообразия выявления чувств целесообразно использовать те «объективные» переживания, на почве которых они возникают и в содержании которых переживаются. Эти «объективные» переживания могут быть двоякими: 1) переживания, возникающие в результате функционирования наших органов чувств — чувственные переживания, то есть цвета, звука, запаха, вкуса и т.д.; 2) переживания, представляющие явления более высокой категории: наши идеи об истине, прекрасном, добре и зле.
В соответствии с этим следует различать две большие группы чувств:
1. Сенсорные чувства, то есть чувства, возникающие в результате восприятия цвета, запаха и тому подобных объективных содержаний и переживаемые в связи с ними.
2. Высшие чувства, то есть чувства, возникающие в результате переживания какой-то мысли, некой эстетической ценности (художественного произведения или прелести природы) или какого-либо поведения, именуемые интеллектуальными, эстетическими и моральными чувствами.
Достаточно немного пмотреться, и станет ясно, что, как правило, наличие этих чувств не сказывается сколько-нибудь особым образом на состоянии субъекта, что эти чувства не выходят на передний план сознания. Здесь скорее имеем дело с переживанием какого-либо объективного обстоятельства — истины, прекрасного и нравственности. Во всяком случае, здесь скорее бросаются в глаза особенности объективного обстоятельства, нежели субъективного состояния. Особенно явственно это проявляется в эстетических эмоциональных переживаниях: эстетическое чувство в большей мере характеризует объект, чем состояние субъекта; оно представляет собой переживание прекрасного, подразумевающее не состояние субъекта, а свойство предмета.