Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
2. ИЛЛЮЗИИ фиксированной установки .. | К дифференциальной психологии устано .. | 3. Установка при эпилепсии .. | Фобии .. | 3. Эмоция и чувство — в узком значен .. |
3. Эмоция и чувство — в узком значении
Однако не следует думать, что любое эмоциональное переживание относится к этой начальной ступени развития сознания. Такое предположение в корне ошибочно! Ведь в данном отношении разнятся и эмоциональные процессы: одни по своей природе являются более субъективными и целостными, другие же представляют собой относительно более дифференцированные и объективированные переживания. Пересмотрев всю совокупность эмоциональных переживаний, можно убедиться в существовании двух, четко различающихся между собой групп переживаний. Одну группу составляют такие эмоции, как, например, любовь, ненависть, страх, гнев, горе, радость и пр. К совершенно иного типа переживаниям относится удовольствие, испытываемое, например, от приятного запаха розы, или неудовольствие, доставляемое горьким вкусом. В первом случае имеем дело с душевным состоянием, как бы полностью затрагивающим субъекта и дающим скорее его целостную характетику, чем какого-либо отдельного переживания. Во втором случае, наоборот, несомненно речь идет о переживании с тем или иным частичным содержанием: например, восприятие горького вкуса или аромата розы и возникающее в связи с ним и для его характетики эмоциональное переживание. Здесь эмоциональное переживание имеет более зависимый, более специальный, более определенный характер, чем в первом случае, поэтому каждая из этих групп как в повседневной речи, так и в науке имеет свое название. «Душевные состояния, пусть даже временно целиком заполняющие наши переживания и подчиняющие себе всю остальную душевную жизнь», называют эмоциями; те же душевные движения, которые «связываются с другими душевными процессами и содержаниями и имеют в силу этого более специальный и ограниченный характер», называются чувствами (Штерн). Как видим, эмоции и чувства отличаются друг от друга тем, что первые представляют собой более целостные и субъективные переживания, а вторые имеют более специальный и как бы объективный характер. Таким образом, не только все содержание психики делится на две группы, из которых одна носит диффузный, целостный характер, представляя собой состояние субъекта (эмоциональные переживания), а другая дает расчлененное отражение объективной действительности (познавательные процессы), но и сами эмоциональные процессы, в свою очередь, делятся на две такие же группы: одна переживается как увязанная скорее с субъектом, а другая — с продуктами дифференцированного отражения объективной действительности, то есть познания (чувства — в узком значении этого слова). Наши дифференцированные восприятия, представления, мысли и действия также воздействуют на субъекта, вызывая у него определенные эмоциональные переживания, которые в виде чувств зачастую переживаются не только как состояние субъекта, но даже и как свойство объекта; например, приятный голос, возмутительный поступок. Невзирая на то, что более типичным и характерным для эмоциональной жизни переживанием являются скорее эмоции, а не чувства, тем не менее классическая психология XIX века все свое внимание отводила именно чувствам, предполагая через это постигнуть сущность эмоциональной жизни. Это объясняется тем, что она, по существу, рассматривала эмоциональные переживания так же, как познавательные процессы, считая их своеобразными сложными психическими содержаниями, являющимися продуктом соединения элементарных содержаний; поэтому при анализе эти последние должны быть изучены в первую очередь. Подобно тому, как при исследовании познавательных процессов главная задача состояла в выявлении и систематизации познавательных элементов, так и здесь — в случае изучения эмоциональных переживаний — основной проблемой считалось установление эмоциональных элементов. Но для этой цели эмоция является, конечно, особенно неблагоприятным материалом. Зато чувства представляют больше возможностей для подобного анализа. Именно поэтому в классической психологии психология эмоциональных переживаний, по существу, почти полностью ограничивалась исследованием чувств.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Чувство. 1. Вопрос о самостоятельности чувства 1. Вопрос о самостоятельности чувстваЭмоциональные переживания со всей очевидностью отличаются как от познавательных, так и от волевых переживаний. Это несомненно так. Но это не означает, что чувство непременно должно существовать в виде самостоятельного психического элемента. А может, эмоциональные переживания есть не что иное, как своеобразные комплексы ощущений и их свое .. читать далее
4. Основные ошибки эмпиризма и бихевиоризма
Как видим, определить предмет психологии не удается ни эмпирической, ни бихевиотической психологии. Почему? Что является причиной этого? Следует отметить, что, несмотря на резкое противоречие, существующее, на первый взгляд, между этими двумя направлениями психологической мысли, они принципиально недалеко отстоят друг от друга. Как для эмпирической, так и для бихевиотической психологии пс .. читать далее
2. Основные качества элементарных чувств
Первый вопрос, который теперь естественно встает перед нами, это вопрос о том, каковы элементарные эмоциональные переживания, встречающиеся в каждой конкретной эмоции. Какого рода элементарные эмоциональные переживания существуют? На первый взгляд может показаться, что здесь имеется гораздо меньшее разнообразие переживаний, чем в случае ощущений. По мнению большинства психологов, существу .. читать далее
3. Классификация чувств
Удовольствие—неудовольствие и возбуждение—успокоение — основные качества чувства; но это — элементарные чувства, входящие во все эмоциональные переживания. Само же эмоциональное переживание всегда представляет собой сложное целое, в которое, помимо этих элементов, входят и другие содержания, особенно познавательного характера — восприятие, представления, мысли. Процесс возникновения чувства сле .. читать далее
|