В первую очередь интересно выяснить, благодаря чему наше сознание представляет отражение субъективного состояния целостного характера. Каковы те наши переживания, которые в силу их существования на границе с нашими установками могут быть сочтены наиболее примитивной формой проявления сознания?
Рассмотрим различные содержания нашего сознания. Начнем с того, что обычно называют познавательными процессами: восприятие, представление, мысль — все это с необходимостью подразумевает какой-либо объект и позволяет получить сведения о чем-то существующем вне нас, то есть объективной действительности: и восприятия, и представления, и мысли безусловно представляют собой отражение объективной действительности, существующей независимо от нас, а не субъективного мира. Поэтому-то их и называют познавательными процессами.
Основная тенденция познавательных процессов состоит не в некоем общем отражении объективной действительности, а по возможности в точном, расчлененном, дифференцированном ее отражении. Диффузное восприятие, представление или мысль своей цели не достигают. Отражение целого, при котором его частные моменты остаются в тени, например, восприятие дерева без его частей, их свойств: листьев и их цвета, — одним словом, восприятие, представление или мышление о чем-либо без знания его свойств ни в коем случае не соответствует смыслу и предназначению познавательных процессов.
Таким образом, для познавательных процессов характерна именно объективность и по возможности максимально расчлененное отражение этой объективности. Познание стремится к точному отражению всего многообразия объективной действительности.
Следовательно, очевидно, что познавательный процесс соответствует скорее конечному полюсу развития сознания, нежели его начальной фазе, характеризующейся противоположными свойствами.
А сейчас обратимся к так называемым эмоциональным переживаниям: удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, страх и гнев... Что является для них характерным? Представим себе, что мы испытываем одно из них, например страх, удовольствие или же любовь. Разве хоть одно из этих переживаний передает какой-либо признак или момент объективной действительности или же, в общем, является отражением чего-либо объективно существующего? Разумеется, нет! Воспринимая зеленый цвет растения, подразумеваем, что тем самым происходит постижение цвета растения: растение имеет именно такой цвет, и об этом нам известно благодаря восприятию. Но получаем ли мы хоть какие-то сведения об объективной действительности, испытывая удовольствие или любовь? Конечно же, нет! Любовь или удовольствие — мое состояние, а не признак какого-либо объекта. Это относится и ко всем остальным эмоциональным переживаниям.
Следовательно, эмоциональное переживание представляет собой только состояние субъекта.
Но в то же время нетрудно заметить, что, например, любовь вовсе не является таким же внутренне дифференцированным, расчлененным переживанием, как, скажем, точное восприятие дерева. Любовь как состояние субъекта характеризует его целостное «я», а не какую-либо его часть; в этом смысле она представляет собой переживание с целостным содержанием.
Таким образом, примитивной формой выявления сознания, ближе всего граничащей с миром установок, следует считать именно эмоциональные переживания — ведь субъективность и нерасчлененная целостность более всего свойственны именно эмоциональным переживаниям.
Но, коль скоро это так, то тогда ранняя ступень развития всегда должна быть представлена в виде эмоциональных переживаний. То, что онтогенетически это действительно так, сегодня никто не оспаривает. Как отмечал известный детский психолог В. Штерн, если попытаться подобрать название первым проявлениям сознания новорожденного ребенка, то следует остановиться на безликом эмоциональном переживании, поскольку у ребенка еще отсутствуют сколько-нибудь расчлененные переживания: нужен продолжительный процесс, чтобы из этого первичного тумана высветились отдельные восприятия, представления и желания как размежеванные переживания. Аналогичное происходит и в отдельных случаях активности нашего развитого сознания. Прежде чем в нашем сознании под воздействием объективной ситуации сформируется какое-либо завершенное дифференцированное содержание, например то или иное восприятие или мысль, возникает некое безликое целостное переживание, характеризующее скорее состояние субъекта, нежели объективную ситуацию, переживаемое в виде своеобразного эмоционального процесса.