Создать фиксированную установку очень легко, поскольку она возникает и в результате повторения. Это обстоятельство позволяет обратиться к экспериментальному пути изучения этой формы установки.
Испытуемому многократно (10—15 раз) дают в руки для сравнения два предмета, отличающиеся друг от друга только по объему: в правую руку — маленький, а в левую — большой. В случае, когда испытуемый в данном опыте участвует серьезно, у него под воздействием нашей инструкции возникает некая потребность выполнения поставленной задачи (субъективный фактор установки). Предъявленные предметы (объективный фактор) действуют на имеющего эту потребность субъекта, вызывая специфический эффект (установку), на основе которого происходит правильная оценка соотношения объемов этих предметов. Следовательно, после каждого предъявления у испытуемого возникает некая установка («налево — большой, направо — маленький»). В результате многократного повторения эта установка становится настолько привычной, что в каждом последующем опыте она актуализируется еще до того, как предъявляемые объекты успеют оказать надлежащее воздействие. После этого испытуемому дают в руки для сравнения предметы не с различным, а с равным объемом (критический опыт). Что происходит в этом случае? Если в опытах, направленных на создание определенной установки, использовались предметы, не очень отличающиеся по объему, то тогда в силе остается привычная установка, и оценка равных объектов происходит на ее основе: испытуемому кажется, что правый объект меньше, чем левый. Но если в установочных опытах используются заметно отличающиеся по объему объекты, то в критическом опыте при предъявлении равных объектов старая установка, вследствие грубого несоответствия объективному фактору, проявиться не сможет, и ее место должно занять новая установка. Опыты доказывают, что все именно так и происходит.
Интересно, что новая установка, появившаяся на месте старой установки, соответствует не равным объектам, а противоположна установке, созданной в установочных опытах, — «направо — большой, налево — маленький»: в отличие от созданной установки («налево — большой, направо — маленький»), испытуемому кажется, что правый шар больше левого, хотя на самом деле они равны.
Таким образом, не подлежит сомнению, что установка, выработанная и закрепленная в установочных опытах, играет определенную роль в обоих случаях: оценка равных объектов происходит на ее основе, и вместо правильного восприятия в обоих случаях возникает так называемая иллюзия.
Однако между этими двумя случаями все же есть определенная разница: в первом случае (то есть тогда, когда соотношение объемов предъявленных в критическом опыте объектов не очень отличается от соотношения объема объектов, использованных в установочных опытах) иллюзия чаще всего соответствует фиксированной установке (ассимилятивная иллюзия), а во втором случае, то есть в случае грубого несоответствия соотношения объемов объектов в установочных и критических опытах, иллюзия обычно противоположна старой установке {контрастная иллюзия).
Таким образом, установку субъекта нетрудно превратить в фиксированную, получив в результате иллюзорное восприятие.
Выше мы имели дело с иллюзией объема. Но эта иллюзия касалась оценки объема рукой (гаптическая иллюзия объема). Однако оценить объем можно и зрительно. Поэтому, если испытуемому несколько раз визуально (оптически) предложить для сравнения два круга (или какие-либо иные фигуры) различного объема (установочные опыты), а затем внезапно предъявить равные круги (критический опыт), получим совершенно такую же иллюзию, что и в случае оценки объема рукой (оптическая иллюзия объема).
Аналогичную иллюзию в случае оценки соотношения двух предметов различного веса открыл еще Фехнер (1861). Такая же иллюзия может быть вызвана и при оценке соотношения интенсивности давления.
В установочных опытах на испытуемого воздействуют двумя видами давления, из которых одно заметно сильнее другого. В критическом опыте используются одинаковые давления. Эксперимент показывает, что испытуемый переживает первое давление более интенсивным (контрастная иллюзия) или, в определенных условиях, наоборот — менее интенсивным (ассимилятивная иллюзия).
Такая же иллюзия имеет место во многих других случаях:
1. Иллюзия интенсивности звука. Испытуемому по несколько раз дается пара звуков: первый громче, чем второй (установочные опыты). В критическом опыте они заменяются звуками одинаковой интенсивности. Как правило, первый звук кажется более слабым, чем второй, хотя в определенных условиях можно получить и обратную, то есть ассимилятивную, иллюзию.
2. Иллюзия соотношения освещения. В установочных опытах предъявляются две по-разному освещенные области, в критическом — одинаково освещенные. В результате, в зависимости от условий, получаем либо контрастную, либо ассимилятивную иллюзию.
3. ИЛЛЮЗИЯ соотношения количества. В установочных опытах испытуемому даются две замкнутые фигуры, в одной из которых расположено много точек, в другой — мало. В критическом опыте их число одинаково. В результате возникают обычные иллюзии.