Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Аутизм .. | 2. Игра как продукт свободной фантаз .. | 3. Установка и человек .. | 6. Объективный фактор установки .. | Фиксированная установка 1. Понятие ф .. |
7. Ошибочное применение понятия установки
В качестве примера ошибочного применения понятия установки рассмотрим одно достаточно известное наблюдение, в котором обычно предполагают действие установки, и посмотрим, насколько правомерно говорить в данном случае об установке. Психолог Родосавлевич приводит следующее интересное наблюдение: один его испытуемый повторял материал для запоминания, не зная при этом, что он должен его запомнить. После 46-ти повторений экспериментатор спросил испытуемого, может ли он повторить этот материал наизусть. «Как, разве я должен был выучить его наизусть?» — удивленно спросил испытуемый. После этого ему оказалось достаточно всего шести повторений для заучивания всего материала наизусть. В первом случае, несмотря на 46 повторений, испытуемый почти ничего не помнил, тогда как во втором случае весь материал был заучен наизусть после шести повторений. Как может быть объяснен этот удивительный факт? Распространенный ответ гласит: в первом случае у испытуемого не было установки на запоминание, во втором случае она имелась — именно это и следует считать существенным условием запоминания. Значит, подразумевается, что намерение запоминания и установка запоминания — одно и то же. Но было бы, наверное, правильнее проанализировать это наблюдение следующим образом: сообщение о том, что материал следует заучить наизусть, вызывает у испытуемого не установку на запоминание, а потребность запомнить: он не знал предложенный материал наизусть, и у него должна была возникнуть тенденция восполнить этот «пробел». Но коль скоро это так, тогда бесспорно, что мы имеем дело пока что не с установкой, а лишь с субъективным фактором последней — потребностью. Когда же после этого перед субъектом, имеющим данную потребность, появляется материал для запоминания, этот последний как объективный фактор вызывает в нем специфическое изменение, определенную установку, и легкость запоминания предъявленного материала происходит на этой основе. Следовательно, ошибочно думать, что намерение запомнить представляет собой установку на запоминание: оно — только один из факторов, к которому должен добавиться второй для того, чтобы у субъекта действительно возникла настоящая установка. Поэтому следует иметь в виду, что в общем неверно говорить об установке там, где имеется только потребность, какой бы она ни была — биологической или социальной.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Фиксированная установка 1. Понятие фиксированной установки 1. Понятие фиксированной установкиИсходя из всего того, что было сказано выше об установке, понятно, что данное понятие безусловно должно иметь основное значение в психологии. Мы знаем, что в процессе взаимодействия со средой у человека или любого живого существа в первую очередь возникает установка. Это означает, что в этом взаимодействии прежде всего происходит изменение субъекта как е .. читать далее
2. ИЛЛЮЗИИ фиксированной установки
Создать фиксированную установку очень легко, поскольку она возникает и в результате повторения. Это обстоятельство позволяет обратиться к экспериментальному пути изучения этой формы установки. Испытуемому многократно (10—15 раз) дают в руки для сравнения два предмета, отличающиеся друг от друга только по объему: в правую руку — маленький, а в левую — большой. В случае, когда испытуемый в .. читать далее
К общей психологии установки
Особенности протекания ИЛЛЮЗИЙ И характер их направленности должны, в основном, зависеть от действия лежащей в их основе установки. Поэтому правомерно предположить, что наблюдение за протеканием этих иллюзий пригодится и для изучения самой установки. Создание установочных иллюзий, изменение условий их возникновения, протекания и затухания экспериментально не представляет сложности. Это обстояте .. читать далее
3. Бихевиоризм
Новейшая попытка решения этого вопроса дана в так называемой «бихевиотической психологии». Согласно представителям этого направления, психология только тогда может стать настоящей наукой, если, подобно другим наукам, в качестве предмета своего исследования наметит соответствующую сферу объективной действительности. Однако психическая действительность, как это утверждает и эмпирическая пс .. читать далее
|