:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

4. Материал художественной фантазии .. | 6. «Художественная одаренность» .. | Игра 1. Мир игры .. | Последующее развитие фантазии .. | 5. Субъективный фактор установки .. |


3. Установка и человек


До сих пор речь шла об установке живого существа вообще. Но ведь психология, в первую очередь, интересуется специально человеком. Поэтому возникает естественный вопрос: что является специфичным для человека? Какое изменение, возникающее в процессе развития, делает понятным факт различия поведения человека и животных? На этом вопросе более подробно остановимся ниже. Здесь же будет достаточно обсудить его в принципиальном плане.

В конечном счете, в основе поведения человека, как и поведения животных, лежит потребность. Это — неоспоримый факт, который всегда надо иметь в виду, и в этом смысле между животным и человеком нет никакой разницы.

Тем не менее в действительности между ними все же существует большое различие. Дело в том, что природа и круг потребностей животных, обусловленные биологическими особенностями живого организма, определены раз и навсегда. Совершенно иную картину дают потребности человека. Человек — существо историческое, и его потребности вследствие развития социальных взаимоотношений находятся в процессе непрерывного созидания. В результате изменяются не только старые потребности, но и непрерывно возникают все новые и новые, подобные которым в животном мире найти невозможно. Человек является носителем несравненно более многообразных потребностей, чем животные.

Для уяснения особенностей человеческого поведения это обстоятельство имеет решающее значение. С того момента, когда у живого существа появляются многообразные потребности, зависящие скорее от его исторического развития, чем от биологических особенностей, его взаимодействие со средой в корне меняется. В самом деле, у животного в каждый данный момент имеется одна господствующая потребность; других, препятствующих ей, потребностей у него нет. Поэтому его взаимоотношения с действительностью упорядочены этой одной потребностью, в основе его поведения лежит импульс удовлетворения только этой потребности. Отсюда понятно, что в ситуации активной потребности у животного возникает установка на совершенно определенные действия, которой ничто не мешает тотчас же реализоваться в виде соответствующего поведения.

Однако допустим, что у живого существа имеются многообразные потребности. Не только возможно, но и вполне естественно, что в некоторых случаях эти потребности могут основательно противоречить друг другу, и удовлетворение одной из них может идти вразрез с другой. Например, наряду с обычными биологическими потребностями у человека имеются моральные и эстетические потребности. Эти потребности нередко противоречат друг другу. И вполне возможно, что импульс актуальной биологической потребности побуждает нас к поведению, противоречащему нашим моральным потребностям: например, голодный человек легко мог бы удовлетворить свою потребность, позволив себе украсть или силой пвоить еду своего товарища.

Однако предположим, что такое поведение совершенно не согласуется с его моральной потребностью. Каково следствие подобного положения вещей? Конечно же, голодный человек не подчинится импульсу пвоения чужой еды, отказавшись в данной ситуации от попытки удовлетворения своей потребности. Иными словами, на почве голода и данной ситуации, то есть возможности пвоения еды другого, у субъекта возникает установка на определенное поведение — пвоение чужой пищи. Но прежде чем эта установка реализуется в поведении, параллельно возникает другая потребность — моральная, которая тормозит процесс реализации установки в деятельности. Следовательно, поведение начинается не тотчас же, как только возникнет отмеченная установка, то есть установка переходит в действие отнюдь не непосредственно. Нет! Установка субъекта находит свою реализацию иным образом. Вместо того чтобы проявиться в деятельности субъекта, вызвать определенные поведенческие акты, она прокладывает путь в его сознание и там находит свою реализацию. Вместо того чтобы обратиться к реальному акту пвоения чужой еды, субъект пока удовольствуется представлением картины этого акта. Данная установка реализуется не в самом поведении, а в воображении этого поведения, то есть в психическом эквиваленте реального поведения.

Само собою разумеется, что не имей субъект способности воображения, будь он лишен сознания, его установка должна была бы немедленно проявиться в виде поведения, а импульс каждой актуальной потребности — тотчас же вызвать соответствующую деятельность.

В результате усложнения и развития потребностей у человека сформировалось довольно развитое сознание. А это позволяет субъекту реализовать установку, возникшую на основе ситуации актуальной потребности, в виде не реального, а воображаемого поведения и тем самым освободиться от рабства актуальной установки.

Но если это так, что же тогда определяет поведение субъекта? Правда, субъект уже не подчиняется установке, возникшей на основе актуальной ситуации, зато картина соответствующего этой установке поведения возникает в его сознании! Данная картина представляет собой осознание этого поведения; она показывает субъекту, насколько приемлемо для него реальное осуществление данного поведения. В зависимости от этого, то есть исходя из осознания значимости возможной деятельности, у субъекта возникает установка на определенное поведение.

Следовательно, специфическая особенность человека, существенно отличающая его от животных, заключается в том, что ведущую роль в его жизни выполняет сознание. Человек, в отличие от животных, не подчиняется установке, возникшей на почве актуальной ситуации. Он заранее осознает свое поведение, обращаясь к тому или иному акту лишь в зависимости от результата этого осознания. Одним словом, установку животного создает ситуация актуального импульса, тогда как в основе установки, определяющей поведение человека, лежит воображаемая ситуация.



Похожие по содержанию материалы:
2. Эмпирическая психология ..
4. Грезы ..
5. Сновидение и его особенности ..
Активная фантазия 1. Художественное творчество ..
4. Материал художественной фантазии ..
6. «Художественная одаренность» ..
Игра 1. Мир игры ..
Последующее развитие фантазии ..
5. Субъективный фактор установки ..
Шизофрения ..
К общей психологии установки ..
Установка в патологических случаях 1. Установка и патология ..
4. Установка в случаях истерии ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


4. Понятие установки в западной психологии

Понятие установки все чаще встречается в современной психологии. Особенно большую роль ей отводит немецкий психолог Марбе, согласно которому поведение человека, работа его психики полностью представляет собой функцию установки. С этим положением в принципе можно согласиться, но лишь в том случае, если понятие установки будет определено правомерно. Однако толкование понятия установки западной пс .. читать далее




5. Субъективный фактор установки

Для возникновения установки нужны не только объективные обстоятельства, но, конечно же, и субъект, на который эти объективные обстоятельства воздействуют. Исходя из этого, установка с необходимостью подразумевает два фактора — объективный и субъективный. Следует остановиться на обсуждении обоих этих факторов.

Для уяснения субъективного фактора основное значение имеет понятие потребност .. читать далее




6. Объективный фактор установки

Когда живое существо испытывает какую-то потребность, то для ее удовлетворения оно обращается к внешней среде. Примечательно, что в данном случае силы организма приводятся в действие лишь ситуацией, содержащей условия удовлетворения данной потребности. При отсутствии подобной ситуации тенденция активности живого существа продолжает оставаться в инактивном состоянии. Но как только такая ситуация .. читать далее




7. Ошибочное применение понятия установки

В качестве примера ошибочного применения понятия установки рассмотрим одно достаточно известное наблюдение, в котором обычно предполагают действие установки, и посмотрим, насколько правомерно говорить в данном случае об установке.

Психолог Родосавлевич приводит следующее интересное наблюдение: один его испытуемый повторял материал для запоминания, не зная при этом, что он должен его запом .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100