:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Активная фантазия 1. Художественное .. | 4. Материал художественной фантазии .. | 6. «Художественная одаренность» .. | Игра 1. Мир игры .. | Последующее развитие фантазии .. |


2. Игра как продукт свободной фантазии


В чем фактически, объективно состоит содержание игры? Скажем, ребенок играет в лошадки или с куклой. Это — типичная форма настоящей игры, и то, что можно сказать об этих играх, распространяется и на все остальные случаи игры.

Допустим, ребенок никогда не видел лошадь, ничего не слышал о ней и ничего не знает об игре в лошадки. Неужели он и в этом случае будет играть в лошадки? Разумеется, нет. В наше время дети увлеченно играют роль водителя. Но почему об этой игре ничего не знали в детстве наши отцы и деды? Совершенно очевидно, что ребенок в своих играх осуществляет репродукцию того, что он видел или что он знает, — ничего сущностно нового в иллюзорной игре не встречается. Следовательно, объективно содержание игры ребенка представляет собой лишь репродукцию увиденного или услышанного, то есть имеет скорее мнемическое, нежели фантастическое происхождение.

Однако фактически увиденное или услышанное в игре настолько видоизменено, своеобразно преобразовано, что участие в этом фантазии никаких сомнений не вызывает, ведь палка ничем не похожа на лошадь, так же, как и деревянный брусок — на ребенка. Тем не менее, во время игры первое выполняет роль лошади, а второе — ребенка. То, сколь велико в этом случае участие фантазии, со всей очевидностью явствует из следующего воспоминания Жорж Санд. Автор рассказывает, что однажды вечером дети были так увлечены игрой, что ничего реального вокруг себя не замечали: «Нас звали к столу, но мы ничего не слышали. Тогда ко мне подошла мать, взяла меня на руки и усадила за стол. Я никогда не забуду того изумления, которое почувствовала, увидев освещенную комнату, стол и настоящие предметы. Я вернулась из мира настоящей галлюцинации, и мне было нелегко так быстро освободиться от нее».

Таким образом, содержание игры представляет собой переработанную, преобразованную репродукцию услышанного или увиденного ребенком, а не самостоятельный продукт свободной фантазии.

Исходя из сказанного, можно заключить, что в процессе игры фантазия ребенка, с одной стороны, непременно связана с переживанием действительности, с настоящим и прошлым. Следовательно, она не является столь зрелой, чтобы функционировать самостоятельно, свободно. С другой стороны, она совершенно не учитывает эту действительность потому, во-первых, что совершенно свободно, произвольно преобразовывает ее, а, во-вторых, не чувствует объективности этой действительности, то есть ее преимущества по сравнению с реальностью содержания игры.

Одним словом, фантазию игры можно охарактеризовать следующим образом: она еще не готова к независимому функционированию, поскольку проявляется лишь в преобразовании реальных предметов или явлений. С другой стороны, она представляет собой подражание увиденному или услышанному, следовательно, дает скорее репродуктивные представления, нежели действительно новые, созданные, фантастические — это больше процесс репродукции, а не созидания нового. И, наконец, ее содержание переживается не как представление фантазии, а как нечто реальное, настоящее.

Стало быть, фантазия игры является своеобразной фантазией — это низшая ступень развития фантазии. Она представляет собой фантазию генетически, иначе же, не рассматривая ее в плане развития, ее нельзя было бы счесть фантазией.



Похожие по содержанию материалы:
7. Представления фантазии как символы ..
2. Эмпирическая психология ..
4. Грезы ..
5. Сновидение и его особенности ..
Активная фантазия 1. Художественное творчество ..
4. Материал художественной фантазии ..
6. «Художественная одаренность» ..
Игра 1. Мир игры ..
Последующее развитие фантазии ..
5. Субъективный фактор установки ..
Шизофрения ..
К общей психологии установки ..
Установка в патологических случаях 1. Установка и патология ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Теории игры

Игра представляет собой своеобразную, независимую форму поведения, лежащую в основе значительного периода жизни человека — раннего детства. Можно сказать, что игра является той единственной действительностью, в которой живет ребенок, и той единственной формой его основной практики, на почве которой происходит его развитие. Поэтому неудивительно, что проблема игры давно привлекает к себе особое .. читать далее




Последующее развитие фантазии

Примечательно, что с «возрастом игры» совпадает так называемый «возраст сказки», то есть возраст, характеризующийся сильным интересом к сказкам (от 4 до 8 лет). Это так и должно быть. Анализ содержания сказок доказывает, что оно содержит те же особенности фантазии, что и фантазия игры. Здесь действует та же пассивная, некритичная, столь же субъективная и все одушевляющая анимистическая фантазия .. читать далее




3. Установка и человек

До сих пор речь шла об установке живого существа вообще. Но ведь психология, в первую очередь, интересуется специально человеком. Поэтому возникает естественный вопрос: что является специфичным для человека? Какое изменение, возникающее в процессе развития, делает понятным факт различия поведения человека и животных? На этом вопросе более подробно остановимся ниже. Здесь же будет достаточно обс .. читать далее




4. Понятие установки в западной психологии

Понятие установки все чаще встречается в современной психологии. Особенно большую роль ей отводит немецкий психолог Марбе, согласно которому поведение человека, работа его психики полностью представляет собой функцию установки. С этим положением в принципе можно согласиться, но лишь в том случае, если понятие установки будет определено правомерно. Однако толкование понятия установки западной пс .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100