:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

6. Материал сновидения .. | 2. Труд и художественное творчество .. | 5. Творческий процесс .. | Аутизм .. | 2. Игра как продукт свободной фантаз .. |


Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка


Говоря о фантазии, мы подразумеваем, что хорошо отличаем друг от друга настоящее и ненастоящее, то, что есть в действительности, от того, что существует только в нашем воображении. До тех пор, пока у нас не появляется способность раз-

дичать это, чувствовать разницу между существующим и несуществующим, нельзя сказать, что у нас имеются представления фантазии. Фантазия, по крайней мере феноменологически, подразумевает дифференциацию переживаний — действительность восприятия, данная в памяти действительность и действительность, подразумеваемая в фантазии, — все это должно переживаться как различное; говорить о наличии представлений фантазии можно лишь после этого.

Ребенок до определенной возрастной ступени не способен к такой дифференциации различия действительности — его переживания подразумевают одну и ту же реальность в случаях восприятия, памяти или фантазии. Это означает, что ребенку зачастую все равно, представляет он нечто или воспринимает — и представленное, и воспринятое переживается им, как действительно данное. Подтверждением этого является тот факт, что ребенок переживает свои представления эйдетически.

Наряду с этим часто случается, что ребенок переживает как данность желаемое, то есть то, чего в действительности у него нет, но что он желал бы иметь.

Двухлетнему ребенку дали кусок хлеба, однако без масла. Он взял нож, поводил им по хлебу, как бы намазывая маслом, а затем с довольным лицом заявив, что сейчас у него хлеб с маслом, с удовольствием начал есть (Скупин).

Известно, как обращается ребенок со своими игрушками: кукла для него человек, во всяком случае, он обращается с ней как с живым существом — действительность игры и реальная действительность для него одно и то же.

Или хотя бы сновидения. Всем известно, как часто дети просыпаются с плачем! Ребенок во сне потерял мяч и после пробуждения уверен, что это действительно случилось. В дальнейшем положение несколько меняется, дети начинают различать действительность сновидения от реальности, хотя и то и другое все еще остается для них одинаковым. По словам одного ребенка, «если не спишь, сновидение остается в голове; а когда заснешь, оно выходит наружу» (Вернер).

Особенно иллюстративным является следующее наблюдение: ребенка, описанного Мис-Шином, в двухлетнем возрасте попросили сказать, что такое молния. В ответ он закрыл глаза, нажал на них крепко рукой и заявил: «Вот она какая». Этот пример со всей очевидностью свидетельствует, что для ребенка представление столь же реально, как и восприятие. Он уверен, что то, что существует для него, существует и для других. Субъективная и объективная реальность для него одно и то же.

Ребенок аналогично относится и к действительности, данной в искусстве, которая также не отделена от реальной действительности: трехлетний ребенок какое-то время смотрел на большую фотографию отца, а затем заявил: «Попроси папу выйти из фотографии» (Скупин).

Таким образом, в раннем детском возрасте (до 6—7 лет) различное осознание модальностей действительности отсутствует. Для ребенка существует лишь одна действительность. Однако было бы ошибкой думать, что эта единственная действительность представляет собой реальную действительность, что все фактически являющееся нереальным он считает реальным, что все его представления имеют перцептивный характер. Нет, и ни одна из этих действительностей не есть для него то, чем для нас является реальная действительность. Будет правильнее сказать, что действительность ребенка — это «диффузная действительность» (Вернер), в которой одновременно даны элементы всех модальностей.



Похожие по содержанию материалы:
5. Смысл и причина фантазии ..
Пассивная фантазия 1. Пассивная фантазия ..
Глава третья Психология установки. Установка 1. Проблема целесообразности: механицизм и витализм ..
45. Расслабляйтесь - массируйте свою спину ..
6. Материал сновидения ..
2. Труд и художественное творчество ..
5. Творческий процесс ..
Аутизм ..
2. Игра как продукт свободной фантазии ..
3. Установка и человек ..
6. Объективный фактор установки ..
Фиксированная установка 1. Понятие фиксированной установки ..
3. Бихевиоризм ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Игра 1. Мир игры

В наиболее типичном виде данная диффузная действительность представлена в переживании игры. Именно поэтому совершенно справедливо пора раннего детства считается «периодом игры»; ребенок этого возраста живет в мире игры, и типичная форма настоящей игры — так называемая «иллюзорная игра»1 составляет основное содержание жизни в этом возрасте.

Первая основная особен .. читать далее




2. Игра как продукт свободной фантазии

В чем фактически, объективно состоит содержание игры? Скажем, ребенок играет в лошадки или с куклой. Это — типичная форма настоящей игры, и то, что можно сказать об этих играх, распространяется и на все остальные случаи игры.

Допустим, ребенок никогда не видел лошадь, ничего не слышал о ней и ничего не знает об игре в лошадки. Неужели он и в этом случае будет играть в лошадки? Разумеется, .. читать далее




3. Теории игры

Игра представляет собой своеобразную, независимую форму поведения, лежащую в основе значительного периода жизни человека — раннего детства. Можно сказать, что игра является той единственной действительностью, в которой живет ребенок, и той единственной формой его основной практики, на почве которой происходит его развитие. Поэтому неудивительно, что проблема игры давно привлекает к себе особое .. читать далее




Последующее развитие фантазии

Примечательно, что с «возрастом игры» совпадает так называемый «возраст сказки», то есть возраст, характеризующийся сильным интересом к сказкам (от 4 до 8 лет). Это так и должно быть. Анализ содержания сказок доказывает, что оно содержит те же особенности фантазии, что и фантазия игры. Здесь действует та же пассивная, некритичная, столь же субъективная и все одушевляющая анимистическая фантазия .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100