Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
5. Сновидение и его особенности .. | Активная фантазия 1. Художественное .. | 4. Материал художественной фантазии .. | 6. «Художественная одаренность» .. | Игра 1. Мир игры .. |
6. «Художественная одаренность»
Каким образом творец достигает своей цели? В чем состоит суть художественного дара? Часто говорят, что творец — необычайно чувствительное существо, который видит и размышляет больше, чем обычный человек. Это — человек ранимый, с глубокими эмоциональными переживаниями, всем своим существом переживающий то, что разве лишь поверхностно затрагивает эмоциональную сферу обычного человека. Творец — человек с глубоким и далеко смотрящим интеллектом, который даже как будто в совершенно незначительных явлениях четко усматривает невидимые для обычного человека нити, соединяющие его с мировой целостностью. Однако наблюдение над различными психическими функциями творцов показывает, что они не есть нечто специфическое. Совсем не обязательно, чтобы порог чувствительности художника, пусть даже в мире цвета, был ниже, чем у обычного человека, или музыкант имел более тонкий слух, нежели обычный нормальный человек: Бетховен оставался гениальным композитором и после потери слуха. Аналогичное можно сказать и об остальных функциях: ни чувства, ни интеллект, ни воля не содержат ничего такого, что может быть сочтено специфическим для художественного творчества. Данное обстоятельство заставляет предположить, что в основе художественной одаренности лежит не какой-либо отдельный психический момент, а некая целостно-личностная особенность. Согласно нашей основной концепции, действительность прежде всего воздействует на личность как на целостность, вызывая у нее определенную личностную реакцию, определенную установку, ложащуюся в основу последующего поведения личности. Думается, что у творца своеобразной является именно данная целостно-личностная реакция, отличная от реакции, возникающей в этих же условиях у обычного человека. В чем же именно состоит данная особенность, это еще предстоит выяснить посредством будущих психолого-эстетических исследований, которые должны развернуться в направлении изучения не отдельных функций, а целостно-личностных особенностей.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка
Говоря о фантазии, мы подразумеваем, что хорошо отличаем друг от друга настоящее и ненастоящее, то, что есть в действительности, от того, что существует только в нашем воображении. До тех пор, пока у нас не появляется способность раз- дичать это, чувствовать разницу между существующим и несуществующим, нельзя сказать, что у нас имеются представления фантазии. Фантазия, по крайней мере фен .. читать далее
Игра 1. Мир игры
В наиболее типичном виде данная диффузная действительность представлена в переживании игры. Именно поэтому совершенно справедливо пора раннего детства считается «периодом игры»; ребенок этого возраста живет в мире игры, и типичная форма настоящей игры — так называемая «иллюзорная игра»1 — составляет основное содержание жизни в этом возрасте. Первая основная особен .. читать далее
2. Игра как продукт свободной фантазии
В чем фактически, объективно состоит содержание игры? Скажем, ребенок играет в лошадки или с куклой. Это — типичная форма настоящей игры, и то, что можно сказать об этих играх, распространяется и на все остальные случаи игры. Допустим, ребенок никогда не видел лошадь, ничего не слышал о ней и ничего не знает об игре в лошадки. Неужели он и в этом случае будет играть в лошадки? Разумеется, .. читать далее
3. Теории игры
Игра представляет собой своеобразную, независимую форму поведения, лежащую в основе значительного периода жизни человека — раннего детства. Можно сказать, что игра является той единственной действительностью, в которой живет ребенок, и той единственной формой его основной практики, на почве которой происходит его развитие. Поэтому неудивительно, что проблема игры давно привлекает к себе особое .. читать далее
|