:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

45. Расслабляйтесь - массируйте свою .. | 6. Материал сновидения .. | 2. Труд и художественное творчество .. | 5. Творческий процесс .. | Аутизм .. |


5. Творческий процесс


Художественное творчество — сложный, продолжительный процесс, важным элементом которого всегда является воля. Не бывало случая, чтобы какое-либо значительное произведение искусства было создано без серьезной работы, направленной волевыми усилиями.

Первая ступень творческого процесса состоит в накоплении материала, причем это начинается еще до зарождения идеи художественного произведения. Творец постоянно наблюдает за сферой действительности, касающейся области, в которой он работает: художник — мир цвета, а музыкант — мир звука; они наблюдают также за жизнью людей и их эмоциональными переживаниями. Творец собирает отдельные наблюдения, представляющиеся ему важными в том или ином плане; Бетховен записывал все, что приходило ему на ум, вначале беспорядочно — так, как это им переживалось. Сарду неустанно записывал в свой блокнот все — факты, новые слова, идеи.

Смысл этого периода накопления материала заключается в том, что у творца постепенно, незаметно для самого себя созревает идея будущего художественного произведения. Продолжительное и многостороннее переживание действительности способствует формированию своеобразной, индивидуальной, оригинальной установки, вырабатывающейся у творца по отношению к жизни и явлениям действительности и ложащейся в основу концепции художественного произведения и движения его творческой фантазии.

Следующая ступень касается зарождения концепции, идеи будущего произведения. Данный процесс настолько своеобразен, что всегда привлекал к себе особое внимание. Творец испытывает необычайное возбуждение, чрезвычайное богатство и красочность идей и чувств; и в этот момент как будто совершенно спонтанно — вне вмешательства его воли и интеллекта — совершенно бессознательно намечается идея будущего художественного произведения. Данное состояние именуют инспирацией, художественным вдохновением. Некоторые переживают это как вдохновение свыше, так, будто какая-то нечеловеческая сила внезапно, неожиданно и без подготовки овладела чувством.

«Все это происходит совершенно непроизвольно, но, в то же время, испытываешь настоящую бурю чувства свободы». «Как внезапно подступают к глазам слезы, так же внезапно появляется стих» (Гейне). «Один момент созерцания, и возникает готовая картина» (Фейербах).

«В начале испытывается схожее с инстинктом состояние. Затем внезапно какое-то время стремишься вперед, находясь как бы в полусознательном состоянии, совершенно не понимая, что тобою движет, что происходит в тебе. Никакое вмешательство в это не помогает — вдохновение не ускоришь; единственное, что остается, это — ожидание. Особенно благоприятные условия для вдохновения создаются тогда, когда повседневное сознание свободно, когда не приходится решать обычные будничные задачи, когда Я и действительность не противостоят друг другу, когда, забыв себя, погружаешься в созерцание» (Фребес).

Однако всегда необходимо учитывать, что инспирация, вдохновение — вторая ступень художественного творчества, которой предшествует предыдущая ступень сбора материала, то есть ступень упорного, энергичного наблюдения и поиска. Наполеон сразу решал все вопросы, его решения были быстрыми и твердыми. Это он объяснял тем, что предварительно все обдумывал и заранее был готов ко всем возможным случаям. Аналогичное можно сказать и о творце — зародившаяся в момент инспирации концепция является плодом работы на подготовительной ступени. Но почему она зарождается внезапно? Почему она озаряет нас как молния? Почему возникает переживание, что это — нечто, возникшее из подсознания, самопроизвольно, независимо от нас?

Все это будет нетрудно понять, вспомнив, что в основе художественного творчества лежит установка. Она подготавливается на предварительной стадии и, определившись, внезапно проявляется в сознании. Внезапно потому, что установка не является феноменом сознания. Следовательно, она не может иметь в сознании какие-либо предварительные ступени. Понятно и то, что она испытывается как вдохновение свыше, как нечто пришедшее извне.

Однако коль скоро так называемое «вдохновение» представляет собой проявление зрелой установки в сознании, тогда соответствующей должна быть и содержательная сторона переживания. И действительно, из описаний переживания инспирации видно, что идея, концепция художественного произведения, зарождающаяся в момент инспирации, появляется не в виде идеи или образа завершенного произведения — так, чтобы последующая работа состояла лишь в копировании этого образа. Нельзя представлять себе все это так, как будто картина, над которой работает художник, в готовом виде стоит у него перед глазами, и он ее лишь совывает. Нет, момент инспирации вызывает у творца непреодолимую тенденцию к работе в определенном направлении: «Сейчас я непременно должен начать овать... Вот так». Заранее он вовсе не знает, как будет выглядеть то, что он должен наовать. Этого он не знает, но уя, чувствует, что это и есть именно то, что должно быть, а вот это — нет. Картина существует как бы внутренне, однако не в виде картины как таковой, а невидимо, неявно, но так, что именно она направляет процесс выполнения творческой работы.

Как видим, в момент инспирации действительно происходит лишь акт созревания установки; и, когда художник, стимулируемый ею, начинает работу по ее выявлению, он занимается творческой, а не просто репродуктивной работой. Придавая определенное лицо своей работе, он созерцает ее, а увидев, что его установка в ней адекватно не реализуется, что она не соответствует этой установке, художник начинает изменять и исправлять свое произведение. И так творческая работа продолжается до тех пор, пока не будет найдена та форма, которая творцом будет переживаться как адекватное воплощение установки. Лишь после этого творец успокаивается, лишь после этого чувствует, что обогатил объективную реальность воистину новой действительностью .

За инспирацией, дающей концепцию художественного произведения, следует ступень осуществления данной концепции. Как мы только что отметили, данная ступень представляет собой борьбу за воплощение идеи художника, борьбу за создание именно такого продукта, который позволяет действительно адекватно объективизировать концепцию, зародившуюся в момент инспирации.

Данная ступень протекает по-разному: некоторым художникам нужно, чтобы после инспирации прошло достаточно продолжительное время — они берутся за работу лишь после этого, но затем завершают ее относительно быстро. Но существует и другой тип творцов, которым для прохождения последней ступени требуется очень много сил и большое напряжение энергии. К первому типу, как известно, относился Гете, ко второму же — Шиллер.

Однако несомненно, что в обоих случаях ведется очень интенсивная работа. Этим объясняется то обстоятельство, что в некоторых случаях, особенно после завершения значительного художественного произведения, здоровье творца, если оно и так было слабым, в корне ухудшается, настолько, что иногда он утрачивает способность дальнейшей работы; иногда за такой работой следует даже преждевременная смерть. Все это указывает на то, насколько напряженной работы требует истинный творческий процесс.

Особенно важный момент в процессе художественного творчества представляет собой техника. Известно, какого труда требует овладение техникой в музыке, и сколь важное значение она имеет в создании и исполнении любого значительного музыкального произведения. Однако техника нужна и в других областях искусства, в частности в поэзии, в связи с которой бытует совершенно ложное представление о том, что она менее всего зависит от техники.

Таким образом, процесс художественного творчества, тем более на третьей его ступени, требует интенсивной, предварительно обдуманной, систематической работы, в которой особо важную роль выполняют волевые и интеллектуальные акты.



Похожие по содержанию материалы:
3. Предмет представлений памяти и фантазии ..
5. Смысл и причина фантазии ..
Пассивная фантазия 1. Пассивная фантазия ..
Глава третья Психология установки. Установка 1. Проблема целесообразности: механицизм и витализм ..
45. Расслабляйтесь - массируйте свою спину ..
6. Материал сновидения ..
2. Труд и художественное творчество ..
5. Творческий процесс ..
Аутизм ..
2. Игра как продукт свободной фантазии ..
3. Установка и человек ..
6. Объективный фактор установки ..
Фиксированная установка 1. Понятие фиксированной установки ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Проблема целесообразности: установка

Как надо понимать эту специфическую особенность организма? Каждому живому существу, каждому более или менее сложному организму в основном свойственно целесообразное поведение. Оно представляет собой специфическую особенность, качественное «приобретение» органической материи, совершенно чуждое неорганической. Таким образом, наша проблема заключается в том, чтобы выяснить, каким образом поведение .. читать далее




6. «Художественная одаренность»

Каким образом творец достигает своей цели? В чем состоит суть художественного дара? Часто говорят, что творец — необычайно чувствительное существо, который видит и размышляет больше, чем обычный человек. Это — человек ранимый, с глубокими эмоциональными переживаниями, всем своим существом переживающий то, что разве лишь поверхностно затрагивает эмоциональную сферу обычного человека. Творец — че .. читать далее




Фантазия в онтогенезе 1. Мир ребенка

Говоря о фантазии, мы подразумеваем, что хорошо отличаем друг от друга настоящее и ненастоящее, то, что есть в действительности, от того, что существует только в нашем воображении. До тех пор, пока у нас не появляется способность раз-

дичать это, чувствовать разницу между существующим и несуществующим, нельзя сказать, что у нас имеются представления фантазии. Фантазия, по крайней мере фен .. читать далее




Игра 1. Мир игры

В наиболее типичном виде данная диффузная действительность представлена в переживании игры. Именно поэтому совершенно справедливо пора раннего детства считается «периодом игры»; ребенок этого возраста живет в мире игры, и типичная форма настоящей игры — так называемая «иллюзорная игра»1 составляет основное содержание жизни в этом возрасте.

Первая основная особен .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100